cand_orel wrote in nash_dvor

Category:

Музыка. ВИА. Дос-Мукасан

Значимость "Дос Мукасана", возможно, сегодня не совсем оценили. А между тем это огромное явление в музыкальной, культурной жизни нашей страны. "Дос Мукасан" возник примерно в то же время, что и популярные ансамбли "Ялла" в Узбекистане, "Песняры" в Беларуси. Он стал близким сердцам миллионов слушателей, потому что в его исполнении по-новому зазвучали любимые народные песни. Чисто, без всяких искажений, ребята исполняли казахские песни, сохраняя все тонкости и нюансы, с потрясающей точностью соблюдая национальный колорит. Вековые песни казахов, отражавшие их мечты и чаяния, страсти, любовь и страдания, потери и радости, ранее исполнявшиеся камерно, на полутонах, впервые зазвучали во весь голос и вышли на широкий простор, не раздражая, а лаская ухо слушателя, независимо от его национальной принадлежности.

(https://www.last.fm/ru/music/%D0%94%D0%BE%D1%81-%D0%9C%D1%83%D0%BA%D0%B0%D1%81%D0%B0%D0%BD/+wiki)

Ансамбль «Дос-Мукасан» сформировался в середине 60-х годов ушедшего столетия. ВИА «Дос-Мукасан» организовали студенты Казахского политехнического института (КазПТИ) им. В.И.Ленина. Сейчас это Казахский национальный исследовательский технический университет (КазНИТУ) им. К.И.Сатпаева. С середины 60-х годов КазПТИ считается ведущим техническим вузом Казахстана, поступить в который всегда было не просто. 

Так летом 1965 года был большой конкурс поступающих на недавно образованный факультет автоматики и вычислительной техники (АиВТ) – более 10 человек на место. Досым (Дос) Сулеев, Мурат Кусаинов, Мейрбек (Мейр) Молдабеков и Шарип Омаров, приехавшие из разных уголков Казахстана, доказали свое право учиться на этом престижном факультете.

Судьба распорядилась так, что в их студенческую молодость сквозь «железный занавес» ворвалась музыка ансамбля «Битлз». Четверка из Ливерпуля, не пересекая границ нашей страны, совершила в ней музыкальную революцию, познакомила всех с новыми ритмами и новыми музыкальными инструментами. Молодежь,  получив «пиратские» записи песен «битлов», распевала на свой лад «Мишель» и «Облади-Облада». И наши герои, дети своего времени, не могли быть другими. Четверка из политеха (Дос, Мурат, Хамит и Мейр), подражая новомодному ансамблю, тоже стала осваивать игру на гитаре.

Весной 1967 года ансамбль «автоматчиков» участвовал в конкурсе художественной самодеятельности института. Когда жюри присудило ему первое место, ребята больше удивились, чем обрадовались. Это был их первый успех.

Днем рождения ансамбля «Дос-Мукасан» считается 1 августа 1967 года, когда квартет «автоматчиков» в составе Доса, Мурата, Камита и Сани, выступил на сцене дворца культуры, отремонтированного и реставрированного бойцами стройотряда в совхозе «Баянаульский» Павлодарской области.  Как вышли на сцену, как спели и, самое главное, что пели, никто из них почти уже не помнит! Но пели, видимо, отлично. Потому что зрители неистовствовали. Дружные аплодисменты и восторженные крики «Ма-лад-цы-ы-ы!» долго еще звучали в ушах участников того вечера.

Название образовано из первых слогов ваших имен: Дос – от Досыма, Му – от Мурата, Ка – от Камита, Сан – от Сани (Александра).

Своеобразная «презентация» ансамбля с новым названием «Дос-Мукасан» произошла осенью 1967 года на институтском фестивале художественной самодеятельности.

Количество и качество музыкальных инструментов изменялось. К двум гитарам (соло и ритм), саксофону и ударным добавились бас-гитара и электроорган. Бас-гитариста Сагадильду (Сагу) Хасенова пригласили из институтского оркестра. На клавишах стал играть Дос. Конкурсный отбор на  ударника прошел первокурсник факультета АиВТ Юра Лим, который закончил балхашскую музыкальную школу по классу баяна, немного играл на фортепьяно и гитаре. В ансамбле появились и солисты – Усмадияр Маканов, Курманай (Катя) Ажибаева и Дарига (Дарико) Турсынова. Усмадияр, доцент кафедры общей химии политехнического института, обладал прекрасными вокальными данными и с удовольствием пел со своими студентами.

А в 1969 году ребята заняли первое место в телевизионном конкурсе ведущих самодеятельных коллективов города и получили приз горкома комсомола. Летом того же года ансамбль политехников победил уже на международном уровне – на фестивале песен в интернациональном молодежном лагере на берегу Дуная, организованном Будапештским радио.

Юноши и девушки, студенчество, да и огромная часть старшего поколения сразу приняли ансамбль и полюбили его. Сложнее обстояло дело с представителями «властных» структур. Претензий было много: не нравилось название ансамбля – какое-то не казахское, не комсомольское, раздражали электрогитары и особенно «буржуазный» саксофон.

Ребята быстро поняли: чтобы выделиться из массы, стать «музыкальным событием» и иметь свое лицо надо искать что-то новое. В ритмах и мелодиях ливерпульской четверки «Досы» услышали главное – народные мотивы, старинные песни, баллады, исполненные современным музыкальным языком, и решили взяться за казахский фольклор.

Музыкально грамотный Дос и Мурат, хорошо чувствующий тонкости национального песнопения, бережно перенесли на электроинструменты мелодии таких уже известных песен, как «Қарлығаш» А.Жубанова, «Жыр жазамын жүрегiмнен» Г.Жубановой, «Шофер келді қырманға» С.Мухамеджанова и другие.

Кроме аранжировки народных песен ребята стали сочинять свои. Их первые творения – «Ғашықпын» Доса  и «Әсем жұлдыз» Мурата. Текст к ним написал их сокурсник Улыкпан Сыдыков, возглавлявший в институте клуб молодых поэтов «Бәйшешек». 

Таким образом, ансамбль очень быстро вырос и превратился в крупный коллектив с сильным лидером, несколькими солистами, собственным поэтом, мастером оригинального жанра, звукорежиссером и конферансье. В нем собрались талантливые, целеустремленные, психологически совместимые ребята, ответственные и дисциплинированные. Добавление в репертуар группы казахского фольклора и песен собственного сочинения  открыло ей путь к признанию. 

Весной 1970 г. ребята стали делегатами ХII съезда ЛКСМ Казахстана. Значит, их признали комсомольские, а, следовательно, и партийные органы республики. И это, несмотря на то, что играть поп-музыку считалось несерьезным делом и даже «тлетворным влиянием Запада». Позже, в июне 1972 года ансамбль выдвинули  на соискание премии Ленинского Комсомола Казахстана.

После окончания института Камита, Мейра, Доса и Юру рекомендовали в аспирантуру московских вузов, которые в то время считались лучшими. Мейр и Камит уехали в Москву в 1972 году,  Дос в 1973, а в 1975 году подъехал туда и Юра.

Летом 1971 года известный российский сценарист и режиссер документального кино Вилен Визильтер снял фильм – концерт о «Дос-Мукасане».  

К 1973 г. «Дос-Мукасан» в Казахстане уже знали все. Самодеятельный студенческий ансамбль Казахского политехнического не раз бывал лауреатом различных конкурсов: в 1969 году – в Венгрии, в 1970-в Польше, в 1971 – в Ташкенте, в 1972- во Франции. А еще были записи на радио, частые выступления по телевидению, две пластинки стотысячным тиражом, выпущенные всесоюзной фирмой «Мелодия», и новая, уже запущенная в производство… Победы, лауреатства, бесчисленные шефские концерты, четкий «эффект узнавания» ансамбля, быстрый и устойчивый контакт с аудиторией.

Самым «звездным» для коллектива оказался 1973 год. ВИА «Дос-Мукасан», как победитель Минского конкурса, получил путевку на Х Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Берлине, который проводился с 28 июля по 5 августа 1973 г.  Из семи ансамблей советских республик, выступавших на фестивале, только два были награждены дипломами и золотыми медалями лауреатов. Это – «Песняры» и «Дос-Мукасан.

Осенью 2008 года, в Павлодаре, где ансамбль политехников получил свое название, открыли музей «Дос-Мукасана» и установили бронзовую скульптурную композицию группы. «Это дань уважения творчеству музыкантов, которые, будучи еще студентами, организовали такой замечательный коллектив и завоевали истинную любовь народа. «Мы всегда должны помнить слова акына Султанмахмута Торайгырова  о том, что народ, потерявший свои песни, потеряет все! А в те времена, когда коммунистическая идеология душила национальные традиции, обычаи и культуру, творчество ансамбля «Дос-Мукасан» разбудило самосознание казахов от глубокого сна и дало крылья казахской духовности», – отметил Ерлан Арын, ректор Павлодарского госуниверситета имени С.Торайгырова, инициатор установки монумента. И очень символично, что памятник группе, возродившей народные мелодии, установлен на территории университета, носящего имя великого акына.

Источники:

http://dos-mukasan.kz/

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D1%81-%D0%9C%D1%83%D0%BA%D0%B0%D1%81%D0%B0%D0%BD

http://sssrviapesni.info/dosmukasan.html

https://www.youtube.com/channel/UCAslrLIZAD6ZbvhlkZLJn3A

https://www.instagram.com/dos_mukasan_official/

https://www.discogs.com/artist/2682714-%D0%94%D0%BE%D1%81-%D0%9C%D1%83%D0%BA%D0%B0%D1%81%D0%B0%D0%BD

https://www.last.fm/ru/music/%D0%94%D0%BE%D1%81-%D0%9C%D1%83%D0%BA%D0%B0%D1%81%D0%B0%D0%BD/+wiki

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.