prajt (prajt) wrote in nash_dvor,
prajt
prajt
nash_dvor

Categories:

Приключения Священных Реликвий

В июле 1203 года армия крестоносцев подступила к Константинополю и осадила город. Целью участников Четвертого крестового похода было не освобождение Гроба Господня от мусульман, а захват столицы Византии. Францухких и итальянских рыцарей привлекали сокровища, которые на протяжении веков копили императоры, а также самые почитаемые христианские святыни – терновый венец, Животворящий Крест Господень, наконечник копья Лонгина Сотника, которым был пронзен Христос, останки Иоанна Крестителя и другие артефакты.


Взятие Константинополя крестоносцами в 1204 г.Миниатюра (15 в., Национальная библиотека, Париж)



12 апреля 1204 года после трехдневного штурма город пал. Франки подвергли "Новый Рим" варварскому разгрому, убивали и насиловали жителей, жгли библиотеки, грабили церкви, церковную утварь из золота и серебра рубили мечами, чтобы потом продать по частям. В руки крестоносцам попали огромные ценности. Но некоторые священные реликвии от них ускользнули.

Таинственно исчезла Святая чаша Господня (некоторые исследователи именно ее называют Граалем), в которую, по преданию, Иосиф Аримафейский собрал кровь Христа, пролитую на Голгофе. Она была перевезена в Константинополь из Иерусалима еще в VI веке и хранилась в церкви Фаросской Божьей Матери при императорском дворце.

Исчезла Плащаница, которую в 944 году арабы передали византийцам. (В письме императора Алексея Комнина к Роберту графу Фландрскому говорилось о том, что "среди наидрагоценнейших реликвий Спасителя находятся Похоронные Полотна, найденные в Гробу после Воскресения" Участник штурма Константинополя рыцарь Робер де Клари писал: "Никто, будь то грек или франк, не знал, что случилось с этой Плащаницей после разгрома и расхищения города" В Европе она появилась только через сто лет.)

По одной версии, часть святынь погибла во время штурма города. По другой – они были спрятаны византийцами. Но существует еще одна версия.


Добрыня Ядрейкович



Третья версия

...Незадолго до взятия Константинополя столицу Византии покинул новгородец . Он был видным новгородским боярином, сыном воеводы Ядрея Прокшинича, и ловким дипломатом. В Царьград прибыл в 1200 году и внимательно наблюдал за тем, как развиваются события...
Он детально осмотрел монастыри и храмы Константинополя с их иконами, мощами и реликвиями.

О личности первого новгородского паломника — писателя Антония ('nj его мирское имя — Добрыня Ядрейкович)— мы знаем из летописей (не только Новгородских) первых трех десятилетий XIII в. Его мирское имя — Добрыня Ядрейкович. О социальном его происхождении нет единого мнения: В. О. Ключевский считал его сыном известного новгородского воеводы Ядрея, погибшего во время трагического похода новгородцев на югру в 1195 г. Свое путешествие в Царьград он совершил между 1200-м и 1204 гг., т. е. в канун разорения столицы Византии крестоносцами. По возвращении в Новгород он принял монашество в Хутынском монастыре под именем Антония, а в 1211 г. был возведен на архиепископскую кафедру, которую занимал до 1218 г. Затем был изгнан и снова избран в 1225 г. Его второй период архиепископства сопровождался тяжелыми испытаниями для Новгорода: голодом и эпидемиями. Суеверные новгородцы еще раз сместили Антония, а затем опять избрали в 1227 г. Скончался Антоний в Хутынском монастыре, удалившись туда на покой, в 1231 г. Он был погребен с почестями в Мартирьевской паперти Софийского собора и вначале почитался местно, а в XVII в. был канонизирован как общечтимый святой.

Вернувшись на родину, он написал «Книгу паломник». Сказание мест святых во Царьграде».
По подсчетам учёных, в ней описано более ста святынь столицы Византии, причём так основательно и точно, как их не описывал никто из путешественников более позднего времени. Шесть писателей до Добрыни Ядрейковича перечисляли святыни Царьграда, но ни один из них не был так обстоятелен: император Алексей Комнин (1092 г.), описавший 13 святынь; Вильгельм Мальмебурийский (1120 г.) — 14; Аноним (1150 г.) — 45; Николай Тингейренский (1157 г.) — 60; Вильгельм Тирский (1171 г.) — 8; Анонимный паломник (1190 г.) — 24.

В своих записках он подробно описал, где хранились многочисленные святыни Царьграда.
Главными, конечно, были реликвии, связанные с земной жизнью и смертью Господа Иисуса Христа.
В храме Святой Софии хранились: плита Гроба Господня (перевезена императором Мануилом Комнином); Пелены Христовы, известные ныне как Туринская Плащаница; Дары Волхвов; пилы и сверла, которыми изготовляли Крест Господень; Древо, бывшее на шее Христа под железом; мраморный колодец, у которого Христос беседовал с Самарянкой. В церкви Святых Апостолов показывали мраморный столп, к которому был привязан Господь.

Реликвиями Фаросской церкви Большого дворца были: священный терновый венец; большая часть Честного Креста; Орудия бичевания; Погребальные пелены; Плат Омовения ног, которым Христос вытирал ноги апостолам перед трапезой на Тайной вечери; Священное копье, которым прободен был Спаситель; Багряница; Святая Трость; Сандалии Спасителя; Святые Гвозди; Правая рука Иоанна Крестителя и его посох с Крестом, коими царей благословляли на царство; Святой Мондилион (или Святой Убрус — Нерукотворный Спас); Святой Керамион (Спас на Черепице); Часть Хлеба Тайной Вечери в драгоценном ковчеге.

Среди десятков других чудотворных святынь встречались артефакты и подревнее: например, Моисеевы скрижали Завета или одна из Иерихонских труб Иисуса Навина, киот с манной, которую будто бы ели евреи во время их исхода из Египта.

...Во святей же Софеи сохранени быша скрыжали Моисеова закона, и киот, в нем манна. Аллилуия поюще на амбоне, подьяцы держать скрыжали во Моисеовых место; а переносу поют скопцы, а подьяцы прежде, и потом поет чернець един; и тогда дары Господня понесут много попов и дияконов; бывает же тогда плачь и умиление и смирение велико от всего народа не токмо дне[1] во святей Софии, но и на полатах[2]...


[1] - местн. пад. от дно; знач. “на церковном помосте, внизу”.
[2] - Полатами или полатями наш паломник называет верхния галлереи, уетроенныя на южной, западной и северной сторонах внутри храма.


Для русских же историков большой интерес представляет описание Добрыней золотого блюда, подаренного княгиней Ольгой Софийскому собору во время своего посещения Царьграда в 957 году: «И блюдо велико злато, служебное, Олгы Руской <...> В блюде же Олжине камень дорогой, на том же камени написан Христос; и от того Христа емлють печати и людье на все добро. У того же блюда все по верхови жемчюгом учинено».

Но, оказывается, Добрыня вернулся на Русь не с пустыми руками. Летопись сообщает: "Тогда же бяше пришьлъ Добрына Ядреиковиць изъ Цесаря-града и привезе съ собою Гробъ Господень" По приезде Добрыня постригся в монахи в Хутынском монастыре, а вскоре стал новгородским архиепископом под именем Антоний II.


И.Г.Машков. Паломничество новгородца Добрыни Ядрейковича в Константинополь.



Что же привез Добрыня?

Вот что писал в своем "Хождении" игумен Даниил: "Гроб Господен высечен в каменной стене, наподобие небольшой пещерки... Пещера квадратна, четыре локтя в длину и четыре в ширину... На правой стороне небольшая лавка, высеченная из того же пещерского камня. И на той лавке лежало тело Иисуса Христа. Ныне эта лавка святая, покрыта мраморными плитами. В стороне проделаны три круглых оконца, и в эти оконцы виден святой камень, и тут поклоняются все христиане"

Существует мнение, что Добрыня привез в Россию плиту, на которой лежало тело Христа и на которой, по преданию, ангел высек изображение Спасителя. Но почему он выбрал именно Новгород? Дело в том, что в то время город на Волхове был единственным "островком спокойствия" на Руси, раздираемой княжескими усобицами. В том же 1204 году "мать городов русских" Киев был подвергнут страшному разгрому войском смоленского князя Рюрика Ростиславовича.

Лаврентьевская летопись пишет об этом событии так: "Митрополию Святой Софии разграбили, и Десятинную святую церковь Богородицы разграбили, и монастыри все... Монахов и монашенок почтенных годами изрубили, а попов старых, и хромых, и слепых, и иссохших в трудах – всех тож изрубили..."

(Кстати, есть предположение, что именно во время этого штурма Киева погиб Илья Муромец, в конце жизни принявший постриг в Киево-Печерской лавре. Калики ошиблись, когда сказали Илье, что "смерть в бою ему не писана" – современная экспертиза останков богатыря установила, что причиной смерти стала колотая рана в области сердца, видимо, полученная в сражении.)

В Новгороде плиту от Гроба Господня положили под алтарем Софийского собора. Протеирей Лев Лебедев отмечал, что "раскопки в этой части собора обнаружили четыре каменные опоры, совпадающие с размером этой плиты".

Дальнейшие следы реликвии приводят нас в Москву, где в 1598 году царь Борис Годунов задумал строить в Кремле на месте Успенского собора "Святая Святых" – точное подобие храма Гроба господня в Иерусалиме. В этом будущем центре вселенского православия должна была храниться главная русская святыня, которую некоторые современники называли... "Гробом Господним"!

"Царь Борис замыслил... Господень Гроб злат, кован весь и ангели велики литы по письменному" – сообщает Пискаревский летописец. Строительство "Святая Святых" прервала смерть Бориса Годунова, и все следы грандиозного замысла царя затерялись в годы "Великой Смуты".

* * *



"ХОЖЕНИЕ АНТОНИЯ НОВГОРОДСКОГО В ЦАРЬГРАД."
ЧИТАТЬ">http://www.vostlit.info/Texts/rus2/Hozenija/XII/Antonij/frametext.htm

https://sergeytsvetkov.livejournal.com
Subscribe

Recent Posts from This Community

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments