
Взятие Константинополя крестоносцами в 1204 г.Миниатюра (15 в., Национальная библиотека, Париж)
12 апреля 1204 года после трехдневного штурма город пал. Франки подвергли "Новый Рим" варварскому разгрому, убивали и насиловали жителей, жгли библиотеки, грабили церкви, церковную утварь из золота и серебра рубили мечами, чтобы потом продать по частям. В руки крестоносцам попали огромные ценности. Но некоторые священные реликвии от них ускользнули.
Таинственно исчезла Святая чаша Господня (некоторые исследователи именно ее называют Граалем), в которую, по преданию, Иосиф Аримафейский собрал кровь Христа, пролитую на Голгофе. Она была перевезена в Константинополь из Иерусалима еще в VI веке и хранилась в церкви Фаросской Божьей Матери при императорском дворце.
Исчезла Плащаница, которую в 944 году арабы передали византийцам. (В письме императора Алексея Комнина к Роберту графу Фландрскому говорилось о том, что "среди наидрагоценнейших реликвий Спасителя находятся Похоронные Полотна, найденные в Гробу после Воскресения" Участник штурма Константинополя рыцарь Робер де Клари писал: "Никто, будь то грек или франк, не знал, что случилось с этой Плащаницей после разгрома и расхищения города" В Европе она появилась только через сто лет.)
По одной версии, часть святынь погибла во время штурма города. По другой – они были спрятаны византийцами. Но существует еще одна версия.

Добрыня Ядрейкович
Третья версия
...Незадолго до взятия Константинополя столицу Византии покинул новгородец . Он был видным новгородским боярином, сыном воеводы Ядрея Прокшинича, и ловким дипломатом. В Царьград прибыл в 1200 году и внимательно наблюдал за тем, как развиваются события...
Он детально осмотрел монастыри и храмы Константинополя с их иконами, мощами и реликвиями.
О личности первого новгородского паломника — писателя Антония ('nj его мирское имя — Добрыня Ядрейкович)— мы знаем из летописей (не только Новгородских) первых трех десятилетий XIII в. Его мирское имя — Добрыня Ядрейкович. О социальном его происхождении нет единого мнения: В. О. Ключевский считал его сыном известного новгородского воеводы Ядрея, погибшего во время трагического похода новгородцев на югру в 1195 г. Свое путешествие в Царьград он совершил между 1200-м и 1204 гг., т. е. в канун разорения столицы Византии крестоносцами. По возвращении в Новгород он принял монашество в Хутынском монастыре под именем Антония, а в 1211 г. был возведен на архиепископскую кафедру, которую занимал до 1218 г. Затем был изгнан и снова избран в 1225 г. Его второй период архиепископства сопровождался тяжелыми испытаниями для Новгорода: голодом и эпидемиями. Суеверные новгородцы еще раз сместили Антония, а затем опять избрали в 1227 г. Скончался Антоний в Хутынском монастыре, удалившись туда на покой, в 1231 г. Он был погребен с почестями в Мартирьевской паперти Софийского собора и вначале почитался местно, а в XVII в. был канонизирован как общечтимый святой.
Вернувшись на родину, он написал «Книгу паломник». Сказание мест святых во Царьграде».
По подсчетам учёных, в ней описано более ста святынь столицы Византии, причём так основательно и точно, как их не описывал никто из путешественников более позднего времени. Шесть писателей до Добрыни Ядрейковича перечисляли святыни Царьграда, но ни один из них не был так обстоятелен: император Алексей Комнин (1092 г.), описавший 13 святынь; Вильгельм Мальмебурийский (1120 г.) — 14; Аноним (1150 г.) — 45; Николай Тингейренский (1157 г.) — 60; Вильгельм Тирский (1171 г.) — 8; Анонимный паломник (1190 г.) — 24.
В своих записках он подробно описал, где хранились многочисленные святыни Царьграда.
Главными, конечно, были реликвии, связанные с земной жизнью и смертью Господа Иисуса Христа.
В храме Святой Софии хранились: плита Гроба Господня (перевезена императором Мануилом Комнином); Пелены Христовы, известные ныне как Туринская Плащаница; Дары Волхвов; пилы и сверла, которыми изготовляли Крест Господень; Древо, бывшее на шее Христа под железом; мраморный колодец, у которого Христос беседовал с Самарянкой. В церкви Святых Апостолов показывали мраморный столп, к которому был привязан Господь.
Реликвиями Фаросской церкви Большого дворца были: священный терновый венец; большая часть Честного Креста; Орудия бичевания; Погребальные пелены; Плат Омовения ног, которым Христос вытирал ноги апостолам перед трапезой на Тайной вечери; Священное копье, которым прободен был Спаситель; Багряница; Святая Трость; Сандалии Спасителя; Святые Гвозди; Правая рука Иоанна Крестителя и его посох с Крестом, коими царей благословляли на царство; Святой Мондилион (или Святой Убрус — Нерукотворный Спас); Святой Керамион (Спас на Черепице); Часть Хлеба Тайной Вечери в драгоценном ковчеге.
Среди десятков других чудотворных святынь встречались артефакты и подревнее: например, Моисеевы скрижали Завета или одна из Иерихонских труб Иисуса Навина, киот с манной, которую будто бы ели евреи во время их исхода из Египта.
...Во святей же Софеи сохранени быша скрыжали Моисеова закона, и киот, в нем манна. Аллилуия поюще на амбоне, подьяцы держать скрыжали во Моисеовых место; а переносу поют скопцы, а подьяцы прежде, и потом поет чернець един; и тогда дары Господня понесут много попов и дияконов; бывает же тогда плачь и умиление и смирение велико от всего народа не токмо дне[1] во святей Софии, но и на полатах[2]...
[1] - местн. пад. от дно; знач. “на церковном помосте, внизу”.
[2] - Полатами или полатями наш паломник называет верхния галлереи, уетроенныя на южной, западной и северной сторонах внутри храма.
Для русских же историков большой интерес представляет описание Добрыней золотого блюда, подаренного княгиней Ольгой Софийскому собору во время своего посещения Царьграда в 957 году: «И блюдо велико злато, служебное, Олгы Руской <...> В блюде же Олжине камень дорогой, на том же камени написан Христос; и от того Христа емлють печати и людье на все добро. У того же блюда все по верхови жемчюгом учинено».
Но, оказывается, Добрыня вернулся на Русь не с пустыми руками. Летопись сообщает: "Тогда же бяше пришьлъ Добрына Ядреиковиць изъ Цесаря-града и привезе съ собою Гробъ Господень" По приезде Добрыня постригся в монахи в Хутынском монастыре, а вскоре стал новгородским архиепископом под именем Антоний II.

И.Г.Машков. Паломничество новгородца Добрыни Ядрейковича в Константинополь.
Что же привез Добрыня?
Вот что писал в своем "Хождении" игумен Даниил: "Гроб Господен высечен в каменной стене, наподобие небольшой пещерки... Пещера квадратна, четыре локтя в длину и четыре в ширину... На правой стороне небольшая лавка, высеченная из того же пещерского камня. И на той лавке лежало тело Иисуса Христа. Ныне эта лавка святая, покрыта мраморными плитами. В стороне проделаны три круглых оконца, и в эти оконцы виден святой камень, и тут поклоняются все христиане"
Существует мнение, что Добрыня привез в Россию плиту, на которой лежало тело Христа и на которой, по преданию, ангел высек изображение Спасителя. Но почему он выбрал именно Новгород? Дело в том, что в то время город на Волхове был единственным "островком спокойствия" на Руси, раздираемой княжескими усобицами. В том же 1204 году "мать городов русских" Киев был подвергнут страшному разгрому войском смоленского князя Рюрика Ростиславовича.
Лаврентьевская летопись пишет об этом событии так: "Митрополию Святой Софии разграбили, и Десятинную святую церковь Богородицы разграбили, и монастыри все... Монахов и монашенок почтенных годами изрубили, а попов старых, и хромых, и слепых, и иссохших в трудах – всех тож изрубили..."
(Кстати, есть предположение, что именно во время этого штурма Киева погиб Илья Муромец, в конце жизни принявший постриг в Киево-Печерской лавре. Калики ошиблись, когда сказали Илье, что "смерть в бою ему не писана" – современная экспертиза останков богатыря установила, что причиной смерти стала колотая рана в области сердца, видимо, полученная в сражении.)
В Новгороде плиту от Гроба Господня положили под алтарем Софийского собора. Протеирей Лев Лебедев отмечал, что "раскопки в этой части собора обнаружили четыре каменные опоры, совпадающие с размером этой плиты".
Дальнейшие следы реликвии приводят нас в Москву, где в 1598 году царь Борис Годунов задумал строить в Кремле на месте Успенского собора "Святая Святых" – точное подобие храма Гроба господня в Иерусалиме. В этом будущем центре вселенского православия должна была храниться главная русская святыня, которую некоторые современники называли... "Гробом Господним"!
"Царь Борис замыслил... Господень Гроб злат, кован весь и ангели велики литы по письменному" – сообщает Пискаревский летописец. Строительство "Святая Святых" прервала смерть Бориса Годунова, и все следы грандиозного замысла царя затерялись в годы "Великой Смуты".
* * *


"ХОЖЕНИЕ АНТОНИЯ НОВГОРОДСКОГО В ЦАРЬГРАД."
ЧИТАТЬ">http://www.vostlit.info/Texts/rus2/Hozenija/XII/Antonij/frametext.htm
https://sergeytsvetkov.livejournal.com
Community Info