cand_orel wrote in nash_dvor

Category:

Музыка. ВИА. Краяны

ВИА "Краяны", год создания - 1974, руководители -Владимир Линьков, Анатолий Пащенко, Валерий Соколик,Сергей Старченко; Полтава. Полтавская филармония.
ВИА "Краяны", год создания - 1974, руководители -Владимир Линьков, Анатолий Пащенко, Валерий Соколик,Сергей Старченко; Полтава. Полтавская филармония.

Созданный при Полтавской областной филармонии вокально-инструментальный ансамбль "Краяны" (в переводе на русский - "Земляки") появился на эстраде в начале 1974 года. Его первое название - "Дивертисмент", ведь музыканты именно этой группы составили основу ансамбля. В первый состав вошли четверо музыкантов: клавишник Владимир Линьков, гитарист Николай Явир, басист Александр Сиренко и ударник Олег Рагулин. 

В концертах "Дивертисмента" принимали участие вокалисты Татьяна и Ольга Бондарчук, а также Владимир Щербаченко. Полноправный член ансамбля - звукооператор Владимир Бовкун. В середине того же года к ним присоединились трубач Анатолий Каляников и саксофонист Олег Шеременко. "Краянами" они стали называться в начале 1975 года. Впоследствии вместо Олега Рагулина в ансамбль приходит Валентин Приходько и появляется трубач Николай Лепский - вокалист с ярким лирическим тенором, голос которого дал новую окраску звучанию "Краян". 

Основу репертуара ансамбля составили эстрадные обработки украинских народных песен. Многоголосое пение, использование полифонии и современное инструментальное сопровождение делали его звучание колоритным и неповторимым, а выступления "Краян" стали весьма желанными не только среди украинской публики, но и на территории всего Советского Союза. В августе 1975 года "Краяне" впервые выезжают на гастроли в Чехословакию. 

В этом же году "Краяны" знакомятся с будущим руководителем группы Анатолием Пащенко. Это произошло во время гастролей в городе Горький, где Анатолий учился в консерватории. О талантливом и способном студенте знали в музыкальных кругах города. Его родители были из Кременчуга, поэтому, узнав, что приехал коллектив из Полтавы, Анатолий не мог не пойти на его выступление. После концерта он подошел к музыкантам и рассказал, что сам занимается народными песнями, мечтает вернуться в Полтаву и попросил поговорить с директором филармонии относительно того, чтобы она прислала ему распределение в этот город. В начале 1976-го он приезжает в Полтаву на прослушивание, репетирует несколько сольных номеров программы выступлений и договаривается о направлении его в Полтавскую филармонию после получения диплома консерватории. 

Летом 1976 г. происходит изменение состава "Краян". Ансамбль покидает его лидер и руководитель Владимир Линьков и переходит в "Червону руту" Софии Ротару. Анатолий Каляников выезжает в Кривой Рог, а Николай Явир с Александром Сиренко устраиваются в ресторан "Театральный". "Краяне" же пополняются гитаристом из Иваново Александром Лебедем, а с Сахалина возвращается в родную Полтаву Марк Айзикович, который становится солистом ансамбля. Приезжает в Полтаву также и Анатолий Пащенко, которого назначают художественным руководителем, он берет в руки бас-гитару и даже работает солистом. 

Вот в таком составе "Краяны" существуют до конца 1977 года, приобретая все больше и больше своих сторонников. Успешное выступление в Москве приносит ансамблю славу и приглашение к сотрудничеству с композитором Максимом Дунаевским. Но именно это и стало причиной конфликта музыкантов с руководством филармонии и раскола коллектива. Собственно, в филармонии остался только Анатолий Пащенко, а остальные полтавские музыканты, снова объединившись с Н. Явором, А. Сиренко и пригласив из группы "Сирена" басиста и кларнетиста Виталия Зайкова, образовали новый ВИА, который впоследствии назвали "Фестиваль". Он стал работать от Белгородской филармонии.

Анатолий Пащенко набрал новых музыкантов и продолжил работу. Начались полноценные репетиции, руководитель подбирал репертуар, расписывал партии для каждого музыканта. На первый план Пащенко поставил профессионализм. Первой песней, которую он предложил сыграть коллективу, была "Туман яром" в непревзойденной авторской обработке. Собственно она и определила весь дальнейший стиль ансамбля. Это была первая песня, где использовались голоса птиц, звуки природы - настоящий шедевр. Обработки народных песен получались столь впечатляющими, что не оставляли равнодушными никого. 

"Краяны" нередко попадали в различные экстремальные ситуации: часто приходилось лопатами отбрасывать снег, чтобы машина тронулась с места, но никогда не сорвали ни одного концерта. Анатолий Пащенко был невероятным трудолюбом, мог работать и днем, и ночью. И музыкантов приучал работать профессионально. Будучи эстрадниками, они привыкли играть не по нотам, а на слух, импровизируя. Анатолий же требовал, чтобы все было сыграно, как в партитуре. Он был сам не просто хорошим музыкантом, но и прекрасным преподавателем вокала, поэтому "Краяны" никогда не работали как солист и группа, там пели все. Анатолий был амбициозным организатором и хорошо понимал, что только через участие в конкурсах можно получить популярность. Сразу же включился в эту работу, и на каких бы фестивалях "Краяне" не выступали, отовсюду привозили звание лауреатов. Даже на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады, где выполняли "Туман яром", жюри сказало о "Краянах", что впервые слышат по-настоящему украинский коллектив. И с первого конкурса "Песенный вернисаж" в Киеве "Краяны" привезли звание лауреатов, потом они становились его лауреатами еще одиннадцать раз, и до сих пор этот своеобразный рекорд никто из музыкантов не побил. 

С 1978 года у "Краян" новый состав: гитарист Павел Богуш, клавишник Николай Кущ, ударник Владимир Яровинский, басист Анатолий Пащенко, звукооператор Владимир Бовкун, гитарист Сергей Подворчан-Нетудыхата. Но уже в следующем году "Краяны" изменились. Вместо полтавчан в коллектив приходят знакомые Анатолия Пащенко из Иваново. Некоторое время в "Краянах" играет Александр Пащенко - брат Анатолия. В 1981-м - новые изменения и состав приобретает следующий вид: клавишник Николай Кущ, гитарист Игорь Золотарев, клавишник Игорь Засульский, скрипачка Ирина Цыбульник, трубач и флейтист Юрий Гусев, гитарист Андрей Бабич, ударник Сергей Ракецкий, басист Анатолий Пащенко. Все, кроме Гусева и Пащенко - полтавчане. 

Зимой 1982 эти "Краяны" записывают на фирме "Мелодия" свой первый гибкий диск-миньон, куда входят песни: "Что тебе подарить?", "За літами", "Роксолана", "Стожари". А весной - съемки в музыкальном фильме "Улыбки Нечипоровки" и презентационных роликах (клипах) с другими песнями, в том числе "Что тебя подарить?". К концу этого же года состав "Краян" вновь меняется и начинается поиск новых музыкантов. Наконец филармония приглашает из Николаева сыгранную группу "Галактика", которую одевают в форму "Краян". Но и этим музыкантам не суждено долго быть в Полтаве. Как-то во время поездки на один из концертов загорелся автобус гастролеров. Музыканты спаслись, но сгорели почти все инструменты. Убытки были очень большими, а Анатолий Пащенко получил ожоги рук, спасая от огня свою гитару. Шок от пережитого был таким большим, что вскоре снова началась миграция музыкантов и в ансамбль попадают басист Николай Жовницкий из Карловки Полтавской обл. и гитарист-левша из Стрыя Степан Василишин с уникальной техникой игры флажолетами. 

Следующий период "Краян" связан с постепенной заменой этих музыкантов музыкантами из Днепропетровска. Сначала в ансамбль попадают саксофонист и флейтист Сергей Прокопишин, клавишник Игорь Рыбальченко и гитарист Владимир Колесник, а где-то с 1985 года, когда коллектив оставили М. Жовницкий, Ю. Нечаев и С. Василишин, в "Краянах" играют басист Игорь Семендяев и барабанщик Андрей Новинский. 

"Мое первое знакомство с "Краянами" было не из приятных, - вспоминает поэт-песенник Виктор Герасимов. - Я пришел на их концерт в киевский Октябрьский дворец и был потрясен. Слушать то, что они поют, было невозможно. Написал тогда разгромную статью, после которой... сдружился с Анатолием Пащенко. Он ловил все с полуслова. "Краяны", как и Пащенко, учились на песнях Володи Ивасюка. Мы написали с Толей несколько песен, но самой удачной из них считаю "Берегиню". Поезд из Полтавы в Киев приезжал в шесть утра. Толя сразу звонил мне. "Я написал новую песню!" - слышалось в трубке. Он, вечный романтик, мне чем-то напоминал Евгения Мартынова. Сейчас даже трудно вспомнить, кто в нашей эстраде был похожим на Пащенко. Жаль, что так быстро ушел. Он - яркая звезда нашей эстрадной песни, которая никогда не сгорит. Толя будет всегда пылать своим особым огнем". 

Записанный в 1985 году диск-гигант "Краян" "Что тебе подарить" с русскоязычными шлягерами не смог составить конкуренцию московским китам этого жанра, которые уже овладели новыми стилями и аппаратурой. Лучшая судьба у второго гиганта под названием "Украинский сувенир" - две фольклорные нон-стоп-диско сюиты и супер-хит "Чого квіти не в'януть" вывели "Краян" в лидеры украинской поп-музыки. В 1987 году "Краяне" стали дипломантами Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Но настало время перемен - "Краяне" тоже начали осваивать новые модные стили, в частности - хард-н-хэви (песни "Ночной мотоциклист" , "Ты делаешь деньги"), но после очередных изменений в составе вернулись к традиционному ВИА-жанру: магнитоальбомы "Цього разу я надовго" , "Очищення", "Над дніпровським краєм". Все шло успешно и многообещающе. Анатолий Пащенко много искал песен по селам, общаясь со старыми людьми. Свою знаменитую теперь на весь мир "Калину", которой позже сделал грандиозную аранжировку, нашел в Лубнах.

Но 26 июля 1990 года стало последним днем в жизни А. Пащенка - он погиб в ужасной автокатастрофе на 38- м году жизни. Во время сильного тумана УАЗик филармонии, в котором Анатолий вместе с водителем возвращался из Киева в Полтаву, врезался в Камаз, перевозивший металлические прутья. После этого трагического случая звезда "Краян" быстро угасла. Года два коллектив не мог полноценно работать. В нем остались молодые музыканты, успевшие поработать с Анатолием менее года. Они играли старый репертуар, а затем коллектив помог возродить Валерий Соколик, хорошо знавший Пащенко (Анатолий неоднократно звал Валерия к себе). Группа продолжила функционировать как филармоническая единица (руководители - заслуженные артисты Украины певец и клавишник Валерий Соколик и гитарист Сергей Старченко) и была одним из самых консервативных профессиональных ВИА в Украине. В конце 1995 года музыканты группы основали в Полтаве собственную полупрофессиональную студию звукозаписи. В конце лета 2000-го "Краяне" напомнили о том, что они все еще существуют, двухчасовым "живым" эфиром на Первом национальном телеканале, а немного позже засветились на бенефисе примадонны украинской эстрады Раисы Кириченко. Со временем Валерий Соколик покинул коллектив. По обработке и аранжировке нынешние музыканты "Краян" в полной мере продолжают традиции Анатолия Пащенко. У них такие же песни в украинском народном стиле. 

Коллектив переживал разные времена, в середине 2000-х годов был вынужден уйти из филармонии и даже отстаивать право на свое имя. Когда в филармонии при новом руководстве создали группу и назвали ее "Краяны", участники группы стали юридически защищать свое право называться "Краянами". Благодаря вмешательству Антимонопольного комитета, "Краяны-2" прекратили свое существование, а Полтавская филармония была оштрафована. 

На данный момент "Краяны" это: солист и руководитель группы, поэт, композитор Сергей Бацман, гитарист Александр Климовский, бас-гитарист Вячеслав Третяк, барабанщик Сергей Малиновский и клавишник Олег Ярошевский.

Источники:

http://sssrviapesni.info/krayany.html

http://sssrviapesni.info/krayany_gal.html

http://krayane.com.ua/биография

https://s30513627090.mirtesen.ru/blog/43426084085/NOSTALGIYA.-Pesni-staryie,-no-ne-zabyityie.-VIA-Krayanyi

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.