cand_orel wrote in nash_dvor

Category:

Музыка. ВИА. Рок-Отель

ВИА "Рок-Отель", год создания - 1978, руководитель — Иво Линна. Таллин. Эстонская ССР
ВИА "Рок-Отель", год создания - 1978, руководитель — Иво Линна. Таллин. Эстонская ССР

Ансамбль возник благодаря некоторому стечению обстоятельств. Как-то весной 1978 года после празднования дня рождения одного из коллег в одном из таллиннских баров несколько музыкантов пошли "добирать" домой к Хейго Мирка. У того оказалась большая коллекция записей 50-х годов, в основном рок-н-роллы. Мужики (всем было под  30) всю ночь колбасились под "старьё". И стали регулярно собираться и продолжать подсаживаться на рок-н-ролл. Кончилось это тем, что в октябре в Художественном институте состоялось первое выступление нового ансамбля. А перед этим была передача на Эстонском ТВ о рок-н-ролле, куда жена Иво, редактор телевидения Реэт, затащила ребят сыграть несколько песен. Пошли письма... Отступать было некуда. 

«Рок-Отель» очень быстро начал завоёвывать популярность. Известную роль, конечно, сыграло то, что в его составе были уже популярные и многими любимые музыканты. Но главное - он появился в нужное время, когда во всём мире вновь вошёл в моду старый рок-н-ролл. В Эстонию это накатило через Финляндию, их ТВ-программы, которые принимали в Таллине и некоторых других городах. Сперва основу репертуара ансамбля составляли каверы как старых рок-шлягеров, так и песни новых звёзд рокабилли типа Shakin Stevens.

Первый этап деятельности ансамбля закончился в 1983 году, когда группу покинул гитарист Андрес Пылдруу, один из лучших за всю историю эстонской музыки. Он эмигрировал ("сбежал" по официальной версии) сперва в Швецию, а затем в США. Там он со временем стал одним из руководителей Нью-Йоркского отделения концерна IBM. В последнее время регулярно бывает в Эстонии: играл на юбилейных мероприятиях «Рок-Отеля» в 2008 году, на гитарном фестивале в Вильянди (2009) в составе трио Рихо Сибула. В том же 1983 году вышел и первый диск-гигант на фирме "Мелодия" под названием "Rock-Hotel".

Андреса Пылдруу заменил другой отличный гитарист, пионер эстонской бит-музыки Тийт Кырвитс. Сформировавшаяся пятёрка музыкантов без потерь действует до настоящего времени. Иво Линна такое постоянство объясняет тем, что в ансамбле собрались единомышленники и друзья, в отличие, например, от Апельсина, где играли музыканты порой диаметрально противоположных музыкальных и жизненных интересов. 

К 1983 году "Рок-Отель" завоевал популярность во всём Союзе, попав в ежегодную десятку лучших советских рок-групп по версии газеты "Московский комсомолец" вместе с "Магнетик Бэнд" и "Руя". При этом нельзя сказать, что "Рок-Отель" был частым гостем на ЦТ. Отказались они и от сотрудничества с Пугачёвой, предложение которого она сделала во время гала-концерта "Песня -85" в Ереване. Причина была банальной: ребята не хотели всю жизнь проводить в концертных разъездах.

В 1984 году на "Мелодии" вышел гигант "Поёт Иво Линна", но фактически это был второй альбом Рок-Отеля: группа задействована практически во всех номерах.
В 1986 году «Рок-Отель», впервые после 1981 года, принял участие в Тартуских днях музыки. Выступление, построенное исключительно на классике рок-н-ролла и ритм-энд-блюза, своим драйвом и точным попаданием в стиль покорило как зрителей, так и членов жюри. Ансамбль стал лучшим как по оценке экспертов, так и публики. И как ни удивительно, это событие вскоре вызвало горячие дискуссии в музыкальных и журналистских кругах о кризисном состоянии эстонской популярной музыки. Появились статьи, в том числе и в "Советской культуре" (Иван Макаров), в которых «Рок-Отель» ни много ни мало объявлялся главным виновником стагнации: мол своей сверх-популярностью он показал другим лёгкий путь к успеху. Ведь достаточно исполнять западные шлягеры с эстонскими текстами и не утруждаться сочинением собственных, гробя таким образом родную эстонскую советскую культуру. 

Из Москвы с другого фланга подливал масла "главный эксперт по советскому року" Артемий Троицкий, постоянно приезжавший на фестивали в Тарту и единственно правильной музыкой считавший тогда панк-экспериментаторов. В тартуской газете "Edasi" были напечатаны его слова: "Большая популярность "Рок-Отеля" косвенно подтверждает мой тезис: ностальгия побеждает тогда, когда нет новых идей". Справедливости ради надо заметить, что были и другие мнения. Со своим видением ситуации выступил в той же газете и Юри Розенфельд: "Нельзя музыкантов стыдить исключительно за то, что они вместо собственного творчества копируют других. В популярной музыке тоже есть своя классика, без которой невозможно развиваться. Вот из такого типа исполнителей и «Рок-Отель», по которому эстонские ансамбли должны определять своё понимание чистоты стиля". 

Дискуссия со временем поутихла, а "Рок-Отель" продолжал свою жизнь. В 1986 году к группе присоединился саксофонист Юлари Кирсипуу, в течение 86-87 годов с ансамблем выступал духовой квартет. В 1986 году вышел ещё один LP на "Мелодии". Общий тираж пластинок по неофициальным данным составил более миллиона экземпляров. За годы независимости к ним добавились 4 CD. За более чем 30-летнюю историю ансамбль выступал во многих странах, самыми дальними и экзотичными из которых стали США, Ангола, Лаос.

Источники:

http://sssrviapesni.info/rokotel.html

https://abrgen.ru/muzika/luchshie_otechest/rok-otel/

https://www.last.fm/music/%D0%A0%D0%BE%D0%BA-%D0%9E%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C

https://gorenka.org/index.php/estrada/17764-ansambl-rok-otel

https://page.ligaudio.ru/mp3/%D0%B8%D0%B2%D0%BE%20%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%BD%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%BF%D0%BF%D0%B0%20%22%D1%80%D0%BE%D0%BA-%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%22

http://www.sssrviapesni.narod.ru/rokoteldisk.html

http://plastinka.org/popmusic/2753-rok-otel-estradnaya-muzyka-variety-music-1981.html

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.