selyanka1 (selyanka1) wrote in nash_dvor,
selyanka1
selyanka1
nash_dvor

Categories:

Роботы советской киновселенной режиссера Ричарда Викторова

_900 x 600 7.jpg

Советская кинофантастика начала развиваться ещё в начале XX века. Тогда первые кинофантасты, такие как Яков Протазанов и Василий Журавлёв своими космическими сюжетами "прокладывали" дорогу в космос, создавая художественно-практическое руководство для будущих полётов.

После того, как полёт в космос стал реальностью, в кинематографе стало появляться всё больше научно-фантастических лент. Авторы космических киноэкспедиций не стояли на месте – они стремились ввысь, опережая в своих мечтах и произведениях государственные космические программы. Они делали возможным существование таких космических миссий, как путешествия к Венере, Марсу и другим далёким планетам, совершали межгалактические полёты.

Так рождалась кинофантастика СССР во времена, в которых ещё не было компьютерной графики и хромакея, а спецэффекты создавались с помощью смекалки операторов, подручных средств и анимации.

Среди любимейших советских фильмов этого жанра конечно же сразу можно назвать творения режиссера Ричарда Викторова - дилогию "Москва - Кассиопея" (1973 год) и "Отроки во вселенной" (1974 год)

Первоначально существовал единый сценарий, без деления на два фильма, но когда объем отснятого материала превысил стандартный хронометраж советского фильма, из Госкино СССР было получено разрешение снять два, поэтому вторая часть дилогии "Отроки во Вселенной" не снималась, как отдельный фильм, а была смонтирована из отснятого материала для фильма "Москва - Кассиопея", так материала получилось достаточно много и вырезать было нечего. В фильмы вошел практически весь отснятый материал

На съемки фильма Ричарду Викторову выделили полтора миллиона рублей, что по тем временам составляло истинно космическую сумму. Правды ради нужно сказать, что в результате социалистической экономии бюджет дилогии был урезан более чем на 600 тысяч рублей

Художник-постановщик Константин Загорский "отвечал" за то, как будет выглядеть звездолет и его интерьеры, роботы и их планета и разрабатывал внешний вид главных героев За костюмы в фильме отвечал художник Игорь Красулин, а за грим художник-гримёр Таисия Кунич

В фильме показаны несколько видов инопланетян: жители планеты и три вида созданных ими роботов.

otroki_vo_vselennoj_1974_08.jpg

Живых инопланетян, судя по всему, осталось лишь трое. Внешне они выглядят как люди. Единственное отличие от землян, о котором нам говорят, заключается в том, что волосы на голове у них начинают расти после достижения взрослого возраста. Инопланетяне очень быстро осваивают русскую речь, выучив алфавит и список слов. Их технологии некогда значительно превосходили земные и позволили им создать роботов с искусственным интеллектом, что и явилось началом конца их цивилизации.

____________maxresdefault (1).jpg


Самый младший инопланетянин по имени Агапит лысый. Это было сделано для того, чтобы он отличался от земных детей. Надо было, чтобы он очень отличался. Вот и все. Во всяком случае, таково было объяснение Ричарда Викторова. И никакой идеи с отращиванием волос изначально не было! Этой сцены вообще не было в сценарии. Вадиму Ледогорову, исполнителю роли Агапита, приходилось терпеть насмешки в школе, косые взгляды на улице и носить дурацкую кепку даже летом, потому что лысая мальчишеская голова в то время выглядела несколько странно (вспомните мужские прически тех лет)

2791561_original.jpg

Показанные в фильме ранние (устаревшие) роботы хоть и имеют гуманоидную форму, значительно отличаются от людей: у них металлические туловище и конечности, голова представляет собой металлический шар со светящимися глазами-лампами, а все сочленения выполнены в виде гибких гофрированных шлангов. Эти роботы считают своей целью служение живым инопланетянам и наделены неким подобием эмоций и возможностью сопереживания, что делает их гораздо ближе к живым, чем более поздние модели роботов.

1  71e79338d1_o111.png

У них есть определенные обязанности. Один робот - нянька, а второй - ремонтник. Их костюмы были массивными, их изготовили из металла и пластика. На солнце такие "доспехи" сильно нагревались, и актерам, игравшим эти роли, приходилось на съемочной площадке труднее всего. Однажды от перегрева киношный робот-нянька даже в обморок свалился - у актера случился тепловой удар

1  fullsize (2).jpg


Кстати, фартук варианского робота-няньки сделан из импортной клеенки с изображением кукол, лошадок и прочих. игрушек. Такая клеенка в 70-е годы прошлого века была очень популярна у домохозяек.

__55Capture.PNG
                   
Следующее поколение, роботы-исполнители, внешне уже гораздо более похожи на людей. Это уже андроиды, форма и материалы которых имитируют человеческое тело и кожу. Они носят черные костюмы из синтетического материала, на головах – шлемы, из которых торчат металлические штыри. Они лишены близких к человеческим эмоций, а целью их существования является выполнение команд роботов-вершителей. Загруженная в них программа не имеет защиты от логических парадоксов: такие запросы приводят к перегреву с последующим выходом роботов из строя.

Отроки во Вселенной.jpg

Костюмы "роботов" были изготовлены из толстой прорезиненной синтетики, что делало их очень некомфортными. Черные кожаные костюмы роботов-исполнителей не имели никаких молний или застежек, из-за чего для каждой съемки актеры должны были вшиваться в них и снять с себя без посторонней помощи во время перерыва не могли.  Костюм надевался как комбинезон, душный и жаркий. Головы исполнителей - резиновые купальные шапочки, утыканные настоящими гвоздиками, плюс грим.

1528038891_4.jpg

И вот про грим и шапочки этих роботов рассказывает почетный кинематографист России, художник-гримёр Таисия Алексеевна Кунич:

"Мы встретились с Ричардом Викторовым на его картине "Переступи порог" (1970) по сценарию Анатолия Гребнева. После съемок я собралась в отпуск. А Ричард Николаевич мне говорит: "Таисия Алексеевна, думайте. Как вернетесь, будем снимать фильм о пиратах". По возращении с отдыха, Викторов встречает меня словами: "Нас перебросили на космос. Я не знаю, что это такое и как это снимать, но мы это снимем". Так мы приступили к работе над фильмом "Москва-Кассиопея". Потом были "Отроки во Вселенной". На этих картинах я провела три года.

Должна сказать, что у меня школе была единственная тройка - по "Астрономии". Можете себе представить, настолько я не любила этот предмет. И тут буду работать на фильме, связанном со звёздами!

Я стала готовиться к работе, изучать астрономию. Достала в библиотеке массу литературы о чёрных дырах, о белых карликах. Ходила на свалку ПТУ, искала всякие стружки, отходы, детали. Думала, куда прилепить, что прилепить, как сделать, чтобы что-то получилось такое не такое…
Надо было придумать, как будут выглядеть "инопланетные" герои. Я стала рисовать эскизы, много эскизов. Окружающие советовали: "Что ты рисуешь? Ведро на голову, проделай дырки, вот тебе и робот". Но мне казалось это неправильным. Герои фильма - биороботы. Значит люди, но с какими-то отклонениями от человечества, которое здесь, на земле. Что я только не придумывала…

Как-то расчёсывала волосы щёткой и стала её рассматривать. Торчат какие-то палки. А могут они быть антеннами? И как их приделать к голове? Я взяла купальную шапочку и проткнула её канцелярскими булавками. Получилась голова робота. Чтобы персонажи отличались друг от друга, кому-то сделала лысинку, кто-то был в шапочке".

На картине «Отроки во Вселенной».jpg
На картине "Отроки во Вселенной"

Роботы-вершители также являются андроидами и внешне очень похожи на живых инопланетян. Они лысые, носят белые костюмы и очки с огромными линзами, за которыми можно различить расчетверенные глаза. Программа этих роботов гораздо более сложная: они снабжены искусственным интеллектом, позволяющим им усовершенствовать роботов-исполнителей и создавать сложные механизмы. Логические парадоксы не причиняют им никакого вреда. Вершители не только лишены эмоций, как исполнители, но и считают их источником всех несчастий живых существ.

1 Отроки во Вселенной1.jpg

Отроки во Вселенной 67.jpg

Актеры, игравшие роботов-вершителей, испытывали неудобство, нося на лице очки с множеством линз, потому что если для зрителя на экране множились только глаза роботов, то для самих актеров множилась вся окружающая обстановка. Линзы очков "вершителей" были сконструированы так, что зрителю кажется, будто роботы имеют восемь глаз. Но эти самые очки имели и обратный эффект. Надев их, актеры видели перед собой уже не один определенный объект, а четыре одинаковых.

maxresdefault.jpg

Ну и их костюмы были такими же тесными как и у "роботов-исполнителей", поэтому их тоже приходилось сшивать  прямо на актерах.


Рассказывает Таисия Алексеевна Кунич:

"У нас были разные персонажи. Например, роботы-вершители. Им мы делали гладкий вытянутый череп из пластика. На него надевались очки и линзы в четыре глаза. Роботы ходили на платформе, и были одеты в кожаные костюмы. Что касается грима, пластический тон был сделан на основе касторового масла. Артисты целый день в нём ходили, по 8-10 часов. И у них внешний вид кожи заметно улучшился. Особенно у мужчин.

Режиссёр Ричард Викторов, если был свободен, очень любил сидеть в гримёрной и смотреть, как я гримирую. Для него это было, как кино посмотреть. А мне мешало, честно говоря. А потом я уже привыкла. За спиной всегда кто-то стоял".

shot0063.png
                     
В фильме демонстрируются и другие объекты ("стрекозоиды"), похожие на огромные белые мыльные пузыри, скачущие по поверхности планеты. Однако нам так и не дают разъяснения, являются ли они живыми, и тем более разумными.

Особняком во всей этой истоии стоит персонаж Исполняющего Особые Обязанности (И.О.О.), который вмешивается в сюжет и подталкивает его в нужном направлении. Он способен появляться и исчезать в любых местах, в том числе на чужой планете. За прошедшие на Земле 27 лет он никак не изменился внешне. И.О.О. одним прикосновением исправил зрение главного героя фильма, а также использовал портсигар в качестве коммуникатора для демонстрации происходящего на корабле, находящегося у Альфы Кассиопеи. Никакого объяснения его появлению, способностям, мотивам и целям в фильме не дается. Современные зрители часто сравнивают И.О.О. с людьми в черном.

scale_1200 (3)lll.jpg


В 1980 году  Ричард Викторов снял фильм "Через тернии к звёздам", который, хоть и не является продолжением двух предыдущих фильмов, часто рассматривается вместе с ними как космическая трилогия.

Про костюмы этого фильма был пост  Стиль в фильме «Через тернии к звездам» (1980)




В этом фильме тоже есть домашний робот-помощник Гришка, в переделанной версии фильма переименованныйв робота Глашу. Это на Земле



А в космосе в фильме "Через тернии к звёздам" действует бортовой экспедиционный робот Бармалей

_20ab62.jpg

Он должен был  быть чудом техники и выглядеть этаким сверкающе-зеркальным гигантом-"терминатором", но из-за сокращения бюджета фильма и сроков его сдачи, а также безалаберности "робототехника" режиссёру была представлена конструкция, сваренная из... цинковых / жестяных вёдер, и...  конструктор чудом избежал побоев. Ричард Викторов придумал версию с надувным костюмом. В результате Бармалей стал андроидом с пневматической оболочкой, внутри которой "скрывался" известный советский артист Алексей Ванин, известный не только своими талантами, но и большой силой и выносливостью.

--76Capture.PNG
Костюм-реквизит к ленте "Через тернии к звёздам"

Отсюда Отсюда/   Отсюда


Tags: Культура, Россия
Subscribe

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 61 comments