selyanka1 (selyanka1) wrote in nash_dvor,
selyanka1
selyanka1
nash_dvor

Categories:

Модный показ 1956 года в Москве на Кузнецком мосту

_900 x 600 1.png

Сегодня поговорим о советском модном дефиле: как его проводили и как оно проходило

К сожалению, тема еще недостаточно изучена исследователями. Небольшие по объему, но очень эмоциональные воспоминания об этом действе можно найти в книге Аллы Щипакиной "Мода в СССР. Советский Кузнецкий, 14". Правда, она описывает те модные показы, которые либо проводила сама, либо наблюдала, будучи искусствоведом ОДМО (Общесоюзного дома моделей одежды) - и, соответственно, относятся они к более поздним временам: середине 1960-х и 1970-м годам.


1 scale_1200.jpg
Витрина ОДМО с выставленными в ней манекенами... и живой манекенщицей между ними

Мне кажется разумным опираться и на исследования Сергея Журавлёва, в частности, на статью "Демонстрационный зал ГУМа в середине 1950-х - 1970-е годы", несмотря на то,  что в статье рассмотрены проблемы не ОДМО, а фактически конкурирующей организации. Известно, что Отдел мод с Демзалом были открыты в ГУМе в 1954 году по инициативе Анастаса Микояна, министра торговли (а не легкой промышленности), и две структуры - крупнейшие в своем роде - оказались конкурентами. Статья построена на интервью бывших сотрудниц - манекенщиц и художников - работавших в отделе в эпоху "оттепели". Потому здесь озвучены некоторые личные, но тем и интересные, мелочи и подробности работы.

В качестве иллюстративного материала я использую кадры из документального фильма 1956 года "Мода сезона", снятого с участием моделей (и, видимо, манекенщиц) ОДМО.

2 scale_1200 (1).jpg
Знаменитый зал ОДМО, манекенщица на подиуме.

Как пишет Журавлёв, и как уточняют в своих интервью искусствоведы ОДМО, система проведения модного показа в СССР не подразумевала участия гримеров и парикмахеров. Манекенщицы красились и причесывались сами, помогая друг другу. При этом, респондентки Журавлёва отмечают, что достать косметику на рубеже 1950-х - 1960-х годов было непросто, и некоторые умелицы "химичили" ее сами.


3  scale_1200 (2).jpg
Манекенщица "при полном параде"

Несмотря на то, что чуть ли не на каждом партсобрании отдела мод ГУМа звучала критика внешнего вида манекенщиц - старые коммунистки опускались до фраз вроде "у них дешевый шик и легкомысленный вид", сами манекенщицы во время интервью автору статьи в 2008 году так и не смогли вспомнить, чтоб кто-то из них "вульгарно красился".

Ходить манекенщиц тоже никто не учил. Только в 1967 году в Демзале ГУМа были введены занятия по ритмике и хореографии для новеньких девушек. До этого они учились всему сами: копировали более опытных коллег, внимательно смотрели, как двигаются заграничные манекенщицы, приезжавшие в ГУМ с показами иностранных коллекций, смотрели иллюстрации в модных журналах и копировали позы.
             
4  scale_1200 (3).jpg
В фильме видно, что каждая манекенщица использует свой рисунок показа. Одни ходят по прямой, другие по диагонали. Кто-то лучше, кто-то хуже вращается; повороты сопровождаются правильными балетными поворотами головы

Понятно, что данный показ срежиссирован для фильма. Но среди зрителей мы видим членов худсовета. Они ведут записи и вообще сидят на особых местах.
 
5  scale_1200 (4).jpg
Манекенщица демонстрирует пальто с шарфом из новой шерстяной ткани

Как и в реальной жизни, в фильме показ комментирует искусствовед ОДМО. Эту должность в своё время занимали авторы двух хороших книг по истории советской модной индустрии - Алла Щипакина и Ирен Андреева.

6  scale_1200 (5).jpg
Искусствовед зачитывает описание модели с кафедры

Обычно искусствовед озвучивал автора модели, ткань, особенности кроя. Как пишет Андреева, после своего первого показа она получила много замечаний: нельзя было говорить "подол" - надо "низ модели"; нельзя говорить "фасон" - надо "модель" и так далее. Но сам показ прошел под апплодисменты: публика тоже не знала, что "подол" и "фасон" - это неправильно.

Показ мог быть довольно длинным: до 70 моделей, и проходить с небольшой паузой.

7 scale_1200 (6).jpg
В отличие от платьев и пальто, которые шились непосредственно на манекенщицу, аксессуары - пояса, сумочки, перчатки - были общими. Туфли могли быть на пару размеров больше или меньше, но, если выбора не было, манекенщица их надевала и спускалась на подиум (не факт, что и в ОДМО, но в ГУМе это было так).

Модные показы в Демзале ГУМа в конце 1950-х - 1960-м году проходили по два-три раза в день, то есть увидеть программу могло до тысячи человек ежедневно. Впоследствии интерес к этим показам стал падать.

В ОДМО в 1960-х - 1970-х годах сотрудники тоже скeптически относились к показам: это была лишняя нагрузка на всех, уже не приносившая никакой выгоды.

Но в то время, когда был снят этот фильм, демонстрация мод в ГУМе и на Кузнецком действительно пользовалась популярностью.

Отсюда



Дефиле на Кузнецком мосту показано в конце фильма, на 14 минуте

Tags: Культура, Россия
Subscribe

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments