
«Паломничество в Содом и Гоморру» — это звучало бы слишком сильно. Нет, конечно, не паломничество, но поездка по библейским местам — так можно было бы назвать наше сегодняшнее путешествие. Мы стоим на месте, где праведный Лот спасался с семьёй от грядущего Божьего наказания, и история погибших городов, обычно такая умозрительная и отвлечённая, на глазах оживает.
— Вот, где-то здесь они могли быть, Содом и Гоморра, и Лот со своими родственниками уходил отсюда в горы, — Самер (гид) показывает рукой на серо-голубую гладь, на белёсые берега, которые здесь, на юге, уже совершенно неживые.

Мёртвое море
Потом он рассказывает о научных экспедициях, которые неоднократно снаряжали для поисков погибших городов, а мы слушаем и молчим. Величественная и страшная библейская история настраивает на серьёзный лад.
— А там дальше — Сафи ( Гор эс-Сафи), древний город Зоар, — продолжает наш гид.
— Зоар… Зоар… — гадаем, пытаясь понять, что же это название напоминает. — Сигор?..
Да, это тот самый Сигор, куда направлялся Лот по Божьему повелению, предупреждённый о грядущем уничтожении Содома и Гоморры.

Берег Мёртвого моря у южной его оконечности
Сразу же в голове мелькает: «На горе спасайся душе, якоже Лот оный, и в Сигор угонзай». Этот стих из Великого покаянного канона Андрея Критского, точнее, строчка из него — вот это «в Сигор угонзай» — наверное, накрепко засело в памяти всякого православного, кто хотя бы пару-тройку раз внимательно слушал Великим постом этот канон. «Откуду начну плакати», «вопию Ти песнь великую, в вышних трегубо песнословимую» да «в Сигор угонзай» — первое, что всплывает в памяти.
Вот здесь и «угонзал» в Сигор праведный Лот, племянник Авраама.
А вокруг — тёмно-бурые скалы, действительно, как будто обожжённые. Залежи серы, битума и прочих сероводородов, говорят учёные, плюс молния, от которой всё это запылало, да ещё землетрясение вдобавок — и четыре тысячи лет назад целая цветущая область превратилась в пустыню, в огромное кладбище.
Вообще, землетрясения — главная беда здешних мест. Именно из-за землетрясений так кардинально поменялся по сравнению с первыми веками климат Иорданской долины, погибли многие памятники, исчезли целые города. По Мёртвому морю проходит большой геологический разлом, и время от времени он даёт о себе знать.

Гравюра «Праотец Авраам и праведный Лот»
Соляной столп стоит на высоком скалистом восточном берегу. А Содом, предполагают исследователи, находился где-то ближе к нынешнему западному берегу. Смотрим в ту сторону — вдали маслянистым зеркалом застыли неживые воды. Линия далёкого горизонта растворяется в полуденном мареве.
Когда Лот сидел у ворот Содома, к нему пришли два ангела, желавшие проверить, действительно ли в Содоме творится то, что о нём говорят. Лот приглашал ангелов к себе в дом, но они сказали, что будут спать на улице. Лот их сильно упрашивал и наконец упросил. Он сделал им угощение и испёк пресные хлебы. Однако не успели они ещё лечь спать, как жители всего города пришли к его дому с требованием вывести к ним гостей, чтобы содомляне «познали их». Лот вышел к содомлянам с отказом, предложив взамен двух своих девственных дочерей, чтобы те делали с ними, что им вздумается.
Жителям города это не понравилось и они стали проявлять агрессию по отношению к самому Лоту. Тогда ангелы ослепили содомлян, а Лоту и его родне велели покинуть город, поскольку он будет разрушен. Зятьям, которые брали за себя дочерей Лота, показалось, что это шутка, и из Содома вышел только Лот, его жена и две дочери. Ангелы велели бежать на гору, нигде не останавливаясь и не оборачиваясь, чтобы спасти душу. Но Лот заявил, что на горе спастись не сможет и укроется в городе Сигор, на что Бог согласился и оставил Сигор целым. По дороге прочь жена Лота нарушила указания и обернулась, в результате чего превратилась в соляной столб.
Неподалёку — монастырь святого Лота (над пещерой) и развалины византийской церкви, трёхнефной базилики с фрагментами мозаик. Между прочим, этот монастырь есть на мозаичной карте из Мадабы, то есть он был построен до середины VI века. А надписи на мозаиках в церкви VII века свидетельствуют о том, что пещера с монастырём ещё с древности служили местом почитания праведного Лота. Интересно, что даже в период активного распространения в здешних местах ислама паломничество сюда не прекратилось. На судьбу обители наверняка повлиял и тот факт, что в исламе праведный Лот почитается как пророк, которого мусульмане зовут Лут.
Нынешние иорданские власти также спокойно и веротерпимо относятся к христианам, живущим в этой мусульманской стране.

Соляной столп — скала «жена Лота» над Мёртвым морем

Соляной столп — скала «жена Лота» над Мёртвым морем

Чем ближе к морю, тем меньше зелени на его берегах. Широкая прибрежная полоса, изрезанная разломами и трещинами, бугристая, с большими соляными разводами вообще кажется непригодной для жизни.
И, тем не менее, то тут, то там видны шатры-палатки; это либо пастухи, либо цыгане-земледельцы.
Лот с дочерьми ушли и из Сигора, остановившись в пещере на склоне горы.
Искать пещеру нужно на трассе вдоль правого берега Мертвого моря. Это почти самый нижний край моря, зона активного опреснения моря. Здесь находится самое низкое место на планете, а рядом с ним музей. За музеем идет небольшая грунтовая дорога в горы, которая позволит немного подняться. Дальше от площадки идти надо уже пешком по лестнице, но лестница не высокая.

Над пещерой Лота в VI веке византийцы построили монастырь

Навес, за которым скрывается полуразрушенный храм и пещера


Пещера Лота и храм

Алтарная часть храма

Мозаика на полу

Ризница
Слева от церкви была цистерна для воды, а справа большой резервуар, что очень даже необычно для монастыря, хотя предназначение этого резервуара очевидно


Раскопки пещеры обнажили ряд ступеней, ведущих в очень маленькую комнатку размером 2х2,5 м, вымощенную изящными белыми мраморными плитками . В ней не было никаких признаков алтаря или какой-либо другой обстановки. Это была простая комната в естественной пещере, которую ранневизантийские христиане почитали местом, где Лот и его дочери нашли убежище.


Будучи изолированными в горах, не имея контактов с другими людьми, дочери решили, что на земле больше никого не осталось, что у них никогда не появится возможности найти мужей и продолжить свой род. Поэтому они сговорились напоить своего отца вином и соблазнить, чтобы произвести от него потомство. Плодами этого кровосмесительного сговора стали два сына: Моав от старшей дочери и Бен-Амми от младшей. Их потомки образовали библейские племена Иордана: моавитян на юге и аммонитян на севере.
История соблазнения Лота дочерьми нашла широкое освещение в произведениях хулдожников

Лот и его дочери. Питер Пауль Рубенс, 1614.

Пещера Лота

Пещера Лота
В 1986 году во время археологических раскопок, проведенных в юго-восточной части Мертвого моря, были найдены развалины древнего объекта возле источника под названием «Айн-Абата» (‘Ain ‘Abata) в Гор эс-Сафи (Ghor es-Safi)[1]. Его расположение сразу же привлекло к себе внимание. После дальнейших исследований стало очевидно, что речь идёт о святилище святого Лота неподалёку от библейского города Сигор (Zoara / Ghor es-Safi) , поскольку оно располагалось там же, где и храм, изображенный на мозаичной напольной карте VI века из иорданского города Мадаба

Изображение монастыря святого Лота на мозаичной напольной карте VI века из Мадабы
В течение года после обнаружения и идентификации Дейр ‘Айн ‘Абата (что переводится как «Источник игумена» по-арабски), для раскопок и изучения этого места была собрана международная команда археологов. Поддержка проекта поступила от Британского музея (Лондон), иорданского и греческого правительств, а также из частных источников. После более чем десяти лет раскопок и исследований, готовится к публикации итоговый отчет
В 1991 году раскопки, проводимые непосредственно к северу от водохранилища, обнаружили храмовую трехапсидную базилику. Здание особенно хорошо сохранилось напротив восточного склона горы, где оно все еще возвышается над карнизом в том месте, где начиналась сводчатая крыша . Две упавшие и сохранившиеся до сего дня колонны предоставили жизненно важную информацию о точной высоте крыши. Полные раскопки и планировка пяти разрозненных слоев рухнувших деталей каменной архитектуры позволили произвести точную реконструкцию церкви . Характер обрушения и отсутствие на полу церкви многих объектов позволили сделать вывод, что храм был «мирно» заброшен и не пострадал ни от землетрясений, ни от захватчиков.

https://www.pravmir.ru/drugaya-svyataya-zemlya-iordanskie-zametki-chast-v-myortvoe-more-zamki-v-pustyine/
https://zen.yandex.ru/media/0lesya/pescera-lota--roddom-dvuh-bibleiskih-narodov-61222561d1254741597ee42e
https://pravoslavie.ru/126754.html
https://think-head.livejournal.com/689914.html
Community Info