"Перевал Дятлова" стал одним из самых обсуждаемых российских сериалов конца 2020 года.
О том, как создавались образы дятловцев, Олега Костина и Екатерины Шумановой, а также дедушки и внука народа манси, рассказывает художник по костюмам Дарья Фомина.
Месяц до съемок и 250 человек
- Я люблю мистические истории и до работы в проекте знала о том, что случилось с дятловцами. Но в общих чертах, в глубину вопроса не погружалась. Когда мне написал Петр Шахлевич, я сначала отказалась – на подготовку оставался всего месяц.
Кадр из фильма
Это большой исторический проект. Ведь, помимо героев-дятловцев, там есть еще три временных пласта: война, расследование и документальная история ребят. Большой объем, а я не была в материале. Мой внутренний перфекционист говорил, что я могу не успеть и подвести людей. Но потом поняла, что просто не могу не согласиться.
Сначала я всегда читаю сценарий, могу поговорить с режиссером, чтобы понять общее настроение и его пожелания по образам актеров, а затем делаю мудборд, подбираю референсы. Но так как в "Перевале Дятлова" у меня было мало времени на подготовку, мы с ассистенткой сразу начали делать мудборд на каждого героя. Всего через нас прошло на съемках около 250 человек.
Мудборд.
- Мы снимали на Алтае, в Москва и Подмосковье (Горки Ленинские), Санкт-Петербурге и Выборге. Первым блоком была война, и я работала с консультантом, который специализируется на военном костюме. Для солдат из брали одежду напрокат в большой лаборатории военного костюма. А для актера Пети Федорова (играет майора КГБ Олега Костина) форму отшивали отдельно.
Кадр из фильма
Часть с расследованием стала моей любимой. Катя и Костин – вымышленные герои, поэтому над их образами я могла поколдовать как художник. Когда я одевала актрису Машу Луговую (играет члена следственной группы Екатерину Шуманову), мы вместе обсуждали, в чем ей комфортнее и нужно ли что-то подшить.
Катя и Костин – замороженные войной люди с ледяными сердцами. На встрече с режиссерами мы прошлись по сценарию и поняли, где мы можем переодевать этих героев. У меня была задача показать в их образах, как они оттаивают. У Кати преобладали строгие, закрытые платья и водолазки, ведь она закрытая и сдержанная. У Костина туристический костюм, как я его называю, также закрытый.
Кадр из фильма
Многих мучает вопрос, почему Костин постоянно без шапки. Это закономерно, потому что ему не холодно. Холод проник в него. Так мы пытались показать, что все то, что мы видим снаружи, не имеет значения для того, что у человека внутри. Финальную сцену мы, кстати, снимали на ВДНХ в плюс 8 градусов. Было жутко холодно, а Маша героически держалась в шифоновой блузке.
Одежда дятловцев – целое расследование
- Для документальной истории дятловцев мы сначала делали пробную примерку. Я взяла на нее лыжную одежду, сильно похожую на ту, что была у участников похода. Но в итоге вместе с режиссерами решили, что нужно полностью скопировать форму.
Чтобы ее создать, пришлось провести практически свое расследование. В досье (распечатанный трехтомник был на площадке) я искала, кто из дятловцев и в какой одежде был найден. Также смотрела фотографии в интернете: оказалось, что ребята часто менялись одеждой и шапками друг с другом. Поэтому мне нужно было все восстановить по частям.
Эскизы костюмов
Мы сделали максимально похожие костюмы, куртки и штаны сшили. Свитеры я искала на развалах и в прокатах. Шапки все оригинальные, только синие с полосками делала мой мастер. Я долго не могла их найти, поэтому пришлось стилизовать.
Кадр из фильма
Конечно, у меня были свои хитрости, чтобы сделать костюмы плотнее – так актеры бы не замерзли. Задача художника – чтобы одежда не просто хорошо смотрелась в кадре, но и была функциональной. Реальные дятловцы проходили по 15 километров в день с тяжелыми рюкзаками, поэтому одевались легко.
Манси, нервы и сбежавший из Ивдельлага
- Для мальчика из семьи манси, актера Тимура Романова, мы готовили костюм дистанционно. Национальную шубу малицу и сапоги торбаса (унты) ему сшили якутские мастерицы, а мерки мы снимали в Москве. Сделали так, чтобы не было ощущения, что герой – ряженый. Так бывает, когда смотришь, как туристы фотографируются с кем-то на Красной площади.
На съемочной площадке
А с героем деда-манси была отдельная история. На эту роль долго никого не утверждали. Оставалась буквально пара дней до съемок, а актера все не было. Но в итоге нашли актера Ёндонгийна Цога в Монголии. Я понимала: на то, чтобы успеть сшить малицу, остается все меньше и меньше времени. Но нам повезло: в Якутске мы купили последнюю нужную нам шубу, хотя оставался риск, что она не подойдет. Я подумала: "Была не была!" – и купила. В результате костюм подошел. Но это, конечно, нервный момент.
На съемочной площадке
Героя, сбежавшего из Ивдельлага, режиссер Паша Костомаров попросил побольше "оборвать". Поэтому мы сняли с него бушлат, дали куртку-утепление. Начали ее поджигать и отрывать куски, чтобы он выглядел более жалким.
Горящие штаны и работа каждый день
- Все, в том числе эпизодические герои, тоже прошли через меня. Им я также продумывала образы и одевала самостоятельно – более двух сотен человек.
За аксессуары на съемках обычно отвечает художник по костюмам вместе с отделом по работе с реквизитом. Со своей стороны я свела это к минимуму. Но все, что попало в кадр, было документально подтверждено у дятловцев (часы или, например, кольцо Семена Золотарева, самого старшего участника похода).
Мудборд.
Мудборд.
Мудборд.
Мудборд.
В конце работы все костюмы я сдаю на склад продакшена, с которым сотрудничаю. Мы все упаковываем в чехлы и подписываем – на случай разных досъемов. В других фильмах или сериалах их не используют, пока проект не сдадут. Или могут отдать на благотворительность, как у меня было в Будапеште. Я считаю, что это хорошая практика. Нет ничего хуже, чем когда вещи висят годами на складе.
Community Info