Павел Терёхин (paveltep) wrote in nash_dvor,
Павел Терёхин
paveltep
nash_dvor

Category:

Россия. На берегу Божией реки...



Сегодня православные христиане празднуют память преподобного
Льва Оптинского и Собор преподобных старцев Оптинских:
Оптину Пустынь в Х1Х-ХХ веках считали маяком русской интеллигенции, для крестьян и ремесленников каждый старец был "как отец родной."
***
Оптинским старцам были присущи не только исключительная глубина духовной жизни, обладание дарами прозорливости, рассуждения, но и великая любовь к людям, нескончаемое желание поделиться духовными сокровищами с миром.

И если первый Оптинский старец, отец Леонид (Лев), подобно древним отцам долгое время жил в уединении, то его преемники как бы по наследству перенимали старчество, многие из них были сначала келейниками у старцев, потом помощниками, наконец, преемниками своих духовников.
Святые отцы говорили, что того, кто совершит дело угодное Богу, непременно постигнет искушение, что всякому доброму делу предшествует или последует искушение.
Начиная с 1830 года, Оптинское Старчество вводилось и укреплялось многими трудами и скорбями, "воздвигалось молитвенным потом и слезами."

Первым старцем, привлеченным к старчествованию в Оптину о. Моисеем и о. Анатолием был о. Лев. Он родился в 1768 г. в Корачеве и служил в миру приказчиком и вращался в купеческом быту. Во время долгих переездов по делу он сталкивался с представителями всех классов общества и хорошо освоился с манерами и бытом каждого из них. Этот опыт пригодился ему в годы его старчествования, когда к нему приходили и раскрывали душу самые разнообразные люди, знатные и незнатные.
Начало монашеской жизни о. Лев положил в Оптиной Пустыни, но потом перешел в Белобережскую Пустынь, где под руководством настоятеля, известного афонского подвижника о. Василия, проходил обучение монашеским добродетелям: послушанию, терпению и всем внешним подвигам. Здесь о. Лев проходил монашеский подвиг с именем Леонида.
Некоторое время он провел в Чолнском монастыре, где встретился с учеником Паисия Величковского о. Федором и стал его преданным последователем. Старец Феодор стал обучать о. Леонида высшему монашескому деланию, этой «науке из наук и искусству из искусств», как зовется подвиг непрестанной молитвы и посредством которой происходит очищение сердца от страстей. Тут о. Леонид встретился с игуменом Филаретом, будущим митрополитом Киевским. Это впоследствии имело для него большое значение.

Затем о. Леонид получает назначение настоятелем Белобережской Пустыни и туда на жительство с ним переходит и о. Феодор, под руководством которого о. Леонид проводит в общем около 20 лет. Тут к ним присоединяется и другой известный подвижник, ученик о. Паисия, о. Клеопа. В 1808 году о. Леонид складывает с себя должность настоятеля и переходит жить в лесную глушь, в келию где поселились о. Феодор и о. Клеопа. Здесь в пустынном безмолвии о. Леонид принял схиму с именем Льва.
Но через некоторое время их отсюда выгнал новый настоятель из-за большого стечения народа к ним. Потом последовало много лет скитаний и испытаний по разным монастырям, а после кончины о. Феодора, о. Лев пробыл некоторое время в Площанской Пустыне, где находился о. Макарий – его будущий помощник во время старчествования в Оптинском скиту и впоследствии его заместитель.

Старец Лев Оптинский

Наконец, в 1829 г. в Оптину Пустынь прибыл этот основатель духовной школы из которой вышла вся плеяда последующих старцев. Но заслуга о. Льва не ограничивается только основанием старчества: им был дан тот импульс, который вдохновлял последующие поколения старцев в течение целых ста лет до самого конца жизни и процветания знаменитой Оптиной Пустыни.
О. Лев прибыл в Оптину уже на склоне лет. Он был большого роста, величественный, в молодости обладавший баснословной силой, сохранивший до старости лет, несмотря на полноту, грацию и плавность в движениях. Вместе с тем его исключительный ум, соединенный с прозорливостью, давал ему видеть людей насквозь. Душа старца была преисполнена великой любовью и жалостью к человечеству. Но действия его иногда были резки и стремительны.

Старца Льва нельзя обсуждать как обыкновенного человека, потому-что он достиг той духовной высоты, когда подвижник действует повинуясь голосу Божию. Вместо долгих уговоров, он иногда сразу выбивал у человека почву из под ног и давал ему сознать и почувствовать свою несознательность и неправоту, и таким образом своим духовным скальпелем он вскрывал гнойник, образовавшийся в огрубевшем сердце человека. В результате лились слезы покаяния.
Старец как психолог знал каким способом достигнуть своей цели. Вот пример: жил недалеко от Оптиной один барин, который хвастался, что как взглянет на о. Леонида, так его насквозь и увидит. Приезжает раз к старцу, когда там было много народу, а старец при его входе говорит: «Эка остолопина идет! Пришел чтобы насквозь увидеть грешного Льва, а сам, шельма, 17 лет не был у исповеди и св. Причастия». Барин затрясся, как лист, и после кался и плакал, что грешник неверующий и действительно 17 лет не исповедовался и не причащался святых Христовых Таин.

Еще рассказ одного афонского монаха посетившего о. Льва. Монах был одет в мирскую одежду, но о. Лев назвал его афонским монахом; потом пришли 3 женщины в слезах и привели одну лишившуюся рассудка, они просили о больной помолиться. Старец надел на себя епитрахиль, возложил конец епитрахили и свои руки на голову болящей и, прочитав молитву, трижды перекрестил голову больной и приказал отвести ее в гостинницу.
Это делал он сидя, т.к. не мог уже вставать: был болен и доживал свои последние дни. Когда монах пришел к старцу на следующий день, вчерашняя больная пришла совершенно здоровой. Монах пришел в ужас, что старец, не боясь вреда для себя, творит исцеления. Старец ответил: «я сие сотворил не своею властью, но это сделалось по вере приходящих и действию благодати Святого Духа, данной мне при рукоположении; а сам я человек грешный».

Чудеса, совершаемые старцем, были безчисленны. Толпа обездоленных стекалась к нему, окружала его. Один иеромонах описывает, что когда ему привелось проезжать из Козельска в Смоленскую губернию, то по дороге, в уединенных деревушках поселяне, узнав, что он едет из Козельска, наперерыв старались узнать что-нибудь об о. Леониде На вопрос – почему вы его знаете? – они отвечали: «Помилуй, кормилец, как нам не знать о. Леонида? Да он для нас бедных, неразумных, пуще отца родного, мы без него, почитай, сироты круглые».
К сожалению, совсем иначе относились к о. Льву некоторые духовные лица, в том числе калужский епархиальный архиерей еп. Николай, который творил много неприятностей Оптиной Пустыни. Этот епископ имел твердое намерение сослать старца Льва в Соловецкий монастырь для заключения. По счастью, многие архиереи относились к старцу совсем иначе. За него сильно заступились митрополиты Филареты, Московский и Киевский, а то старцу было бы не сдобровать.

Скончался старец Лев в 1841 г., старчествовал в Оптиной всего 12 лет, но за все это время подвергался гонениям то из-за непонимания архиерея, то из-за зависти и доносов других, бывал и суд над ним (но он был оправдан), перемещали его из скита в обитель и даже архиерей запрещал ему принимать посетителей, но он все равно не прогонял притекавших к нему из милосердия к страждущим.
Зато игумен Моисей и скитоначальник о. Анатолий относились к нему с крайним уважением и даже не предпринимали ничего без его благословения.
С первых чисел сентября 1841 г. старец Лев стал ослабевать. Под конец жизни он предсказал, что России придется перенести много бед и горя. После жестоких страданий он отошел ко Господу 11-го октября 1841 г. Общая скорбь была неописуема и велико было стечение народных масс у гроба усопшего великого старца.

«Оптинские старцы, - говорит игумен Мелхиседек, настоятель Подворья Оптиной Пустыни в Москве, - собирают нас, чтобы согреть своим молитвенным теплом. «Православный веры светильницы, монашества непоколебимии столпи!»
Много монастырей было в России, много было этих чудесных островов любви и молитвы. И не только к Оптинскому роднику за живой Евангельской водой притекали русские люди. Гоголь говорил: «Монастырь наш - Россия». И много старцев, благоухающих ароматами святости, возрастила Русская земля!
Но Оптинский феномен уникален тем, что в скромной, неприметной, смиренной белоснежной обители старчество запылало Неопалимой купиной на целое столетие. С 20-х годов XIX столетия, когда рославльские подвижники братья Путиловы, преп. Моисей и Антоний, взявшись за топоры, сами расчищали место в лесу для Предтеченского Скита, и до лихих 20-х годов прошлого века, когда старца Нектария уводили по обледеневшей скользкой дорожке из Скита в Козельскую тюрьму!

Золотой век Оптинского старчества! Созвездие смирения и любви! Горение ревности и духа!
«Из полы в полу», от сердца к сердцу передавалось и хранилось Богом старчество в Оптиной. Как свеча от свечи загорались старцы друг от друга, и свое сердечное пламя любви передавали всей богомольной России.
Оптина была тогда самым жарким духовным костром, у которого грелась вся Россия. Именно сюда протянулись нити сердец тысяч и тысяч людей: от крестьян до князей, от простецов до цвета русской интеллигенции.
В чем же загадка Оптиной? В чем сердцевина ее тайны?
«За несколько верст, подъезжая к обители, — писал Н.В. Гоголь, — уже слышишь ее благоухание! Всё становится приветливее. Поклоны — ниже. И участия к человеку — больше».

Старцы — это «земли Российский утешители», это духовные маяки, указывающие заблудшему человеку путь к «Единому на потребу». Это многоопытные духовные врачи, в аптечке которых огромное количество лекарств и инструментов — от пластыря сострадания и утешения до ревностного скальпеля хирурга, когда только оперативное вмешательство может спасти больного.
Старец, как искусный гончар, берет в свои руки невзрачную безформенную глину человеческой души и вылепляет из нее осторожно и трепетно прекрасный сосуд, которому надлежит наполниться Божественною благодатью.
Евгений Поселянин, замечательный духовный писатель, хорошо знавший преп. Амвросия, писал о нем и о старчестве: «Меня покорила его святость, и та непостижимая бездна любви, которая была в нем. Я стал понимать, что значение старцев — благословлять и одобрять жизнь и посылаемые Богом радости. Учить людей жить счастливо, и помогать им нести выпадающие на их долю тягости и скорби, в чем бы они не состояли».

Для старцев не имело никакого значения, кто обращался к ним: генерал или крестьянин, князь или кухарка. Душа — вот та единственная непреходящая ценность, которая интересовала старца.
Океан человеческой боли колыхался вокруг оптинских хибарок. Сколько здесь было выплакано слез! Сколько распутано невообразимо тяжелых жизненных узлов!
Старцы, «любовь Христову стяжавшии и души своя за чада полагавшии», вызволяли запутавшуюся в тенетах страстей человеческую душу и выпускали на свободу эту прекрасную птицу. И, словно рожденные свыше, светлые, радостные, окрыленные, уходили люди от старцев, оставляя мрачные узы греха под их епитрахилью.
«Посмотрите на этого человека! — восклицал с болью сердца преп. Лев. — Видите — у него все члены телесные повреждены, поражены. Господь наказал его за нераскаянные грехи. Он живой в аду. Но ему можно помочь. Господь привел его ко мне для искреннего раскаяния, чтобы я обличил и наставил! Могу ли я его не принять???»

...Старцы учили народ дышать воздухом молитвы. Учили покаянию, вере, познанию воли Божией.
Они жили с Россией одной жизнью, одним сердцем! Они не закрывались монастырскими стенами от боли и человеческих страданий. Они вместе с народом молитвенно несли и терпели его скорбь. Вместе с ним делили его радость. Они и сейчас молятся — «да утвердит Господь земное Отечество наше в православии и благочестии!»
Старцы боролись и борятся за человеческую душу. Душа человеческая может подняться до самых вершин познания Бога и может опуститься до мрачных подземелий ада. Может убелиться, как прекрасная невеста Христова, а может добровольно сделать себя притоном самых низменных, самых мерзких страстей и пороков.

«Сердце — не щепка, — говорил преп. Анатолий Старший, - и душа человеческая — вещь недешевая. Она дороже всего мира! Все сокровища земного шара и вся вселенная не стоят одной души христианской!»
...Когда мы внимательно читаем поучения наших старцев, их письма, то видим, как они постоянно напоминают нам о том, что в жизни христианина нет чего-то малоценного, незначительного, второстепенного. Все важно! Все имеет огромное значение. Каждое наше слово, каждая мысль, каждая новая встреча.
Старец Нектарий любил говорить: «Ищите во всем великого смысла!». Поэтому в перспективе Евангелия даже кажущиеся мелочи нашей жизни, простые будничные события приобретают вдохновенную окраску великой важности и ценности перед Богом.
И жизнь наша духовная складывается не из каких-то неимоверных, тяжелейших, абстрактных подвигов. Она часто складывается из простого маленького человеческого участия, из тихой сокровенной сердечной молитвы друг за друга. Она складывается из сострадания, терпения, уважения к человеку. А проще сказать — она складывается из любви!

«Жить — не тужить.
Никого не осуждать,
Никому не досаждать,
И всем — мое почтение!»
Кто не знает этих крылатых слов преп. Амвросия Оптинского? Простые слова, но какая в них глубина и важность!
В его келье, когда тысячи людей приходили к нему, большей частью всегда звучал один и тот же вопрос: «Как жить, как спасаться?» И сегодня, когда приходят к духовникам, самый серьезный, самый насущный вопрос именно этот – как жить, как спасаться? И услышим голос преподобного Амвросия, старца Оптинского. На этот вопрос он отвечал в полушутливой форме, которая с одной стороны кажется детской по форме, но глубокой по содержанию: «Жить – не тужить, никому не досаждать, никого не осуждать. И всем мое почтение».

А что значит: «жить, не тужить»? Где этот источник, где эта опора, где это всегдашнее радование и благодушное состояние духа? Где найти эту опору? И он говорит: «никому не досаждать, никого не осуждать. И всем мое почтение», то есть уметь поставить в своей жизни среди сослуживцев, собратьев, родных, близких, в семье не себя на первое место.
Потому что мы нигде и никогда не найдем должного, как нам кажется отношения к себе, если мы поставим себя хотя бы на какую-нибудь жизненную ступеньку, потому что наверняка, с этой ступеньки нас все постараются скинуть. Легко бросить камень в град вверху горы стоящий. А если мы сами себя поставили на последнюю ступеньку, нас оттуда уже никто не скинет.

Однажды к одному старцу подходят люди, искушающие его, и говорят: «Отец, а ты вот такой-то!» «Да, братия, помолитесь обо мне» «Отец, а ты такой-то грешник!» «Да, братия, помолитесь обо мне» «Да отец, ты вообще последний человек!» «Точно, точно. А если б вы знали, что у меня в душе творится, вы бы мне в лицо наплевали!». И те люди, которые оскорбляли его, проглотили все это и ушли.
Они поняли, что человеку, который живет духом, который живет в смирении и скромности, такому человеку досадить невозможно. Он сам себе досадил и этим сам стал велик перед Богом. Святые бегали от славы, а слава бегала за святыми. Мы бегаем за славой, слава бегает от нас.

И этот корень духовной жизни – иметь опору и радование, неосуждение, а начинать с самих себя, потому что самый главный враг, который есть в духовной жизни – это мы сами.
Как молился один преподобный: «Господи, избавь меня от меня самого, а от врагов моих я избавлюсь сам». Избавлюсь от моего эгоизма, от моей гордыни, от моей зависти, от моей ревности, от моей блудной жизни, потому что я враг сам себе, я даю волю и мыслям, и чувствам, и словам, а за ними и поступкам.
А где найти этот корень радости, этого мужества, этого упования? Мы сегодня в Евангелии слышали этот ответ, только сейчас, несколько минут назад. Ученики реально видят, что с ними видимым образом больше не будет их Бога, не будет их Спасителя, они видят Его восходящим на небо. Как мы, когда теряем своих родных и близких, уходящих в вечность, льем слезы, скорбим и прочее. Почему? Потому что нет полноты веры, что они не умерли, а они родились, родились в вечности у Бога.

И нам Писание говорит: «они видели Его восходящим на небо, и пошли в Иерусалим, радуясь радостью велию». С одной стороны, они потеряли все-гдашнее лицезрение и пребывание с Богом, а возрадовались радостью великою, потому что они знали, что это только видимое разлучение.
Сам Господь сказал: « И… с вами есмь во вся дни до скончания века». И дальше что они делали? Они «бяху выну (всегда пребывали) в церкви, хваляще и благословяще Бога». Вот где этот источник радости и опоры и духовного ликования, они было всегда в церкви, хвалящие и благословящие Бога. Не просили, не ныли, не высказывали претензии и прочее. Они хвалили и благодарили Бога. Вот чем была занята их душа.



Спрашивается, а как же так, они Апостолы, а как же нам-то «выну», то есть всегда быть в церкви? Субботний и воскресный день – это для нас тоже значит «всегда». И наши утренние и вечерние молитвы – это тоже значит быть с Богом всегда, и памятовать о Боге, что мы все ходим под Богом, что Он с нами всегда, все видит, слышит, чувствует, знает.
В любой момент мы имеем с Ним возможность духовного молитвенного собеседования. И это значит всегда быть в церкви, в церкви своей собственной души, ибо нам Апостол говорит: «Вы – храм Духа Живаго, и Дух Божий живет в вас. Кто храм Божий растлит, растлит того Бог». То есть Бог разрушит того, кто храм своей собственной души растлит грехами и беззакониями. Значит, каждый человек – храм Божий.
И всегда значит есть возможность быть с Богом и через это радоваться жизни, Господь все дал нам для этого. Будем памятовать об этих великих святых, которые были больнее, может быть, всех вместе нас взятых, а были святыми, радовались и жили жизнью с Богом.

И еще преподобный Амвросий говорил: «Где просто – там Ангелов со сто, а где мудрено – там ни одного».
И вот наша жизненная сложность, наша жизненная непростота, все время закручивание, замудривание, фантазирование, какая-то подозрительность: кто что сказал, кто что имел в виду, кто что сделал. Да никто ничего не имел в виду. Если ты сам себя не запутаешь, никто тебя не запутает. И к этой простоте надо стремиться день и ночь.

Однажды один священник пришел в один монастырь к игумену, своему другу. И вдруг услышал, что он со своим послушником, как ему показалось, говорит очень запросто, без всякого противопоставления – я начальник, а ты подчиненный, я что-то значу, а ты не очень.
И когда послушник ушел, священник делает замечание игумену и говорит: «Мне, отче, показалось, что ты себя с ним слишком просто ведешь». А игумен отвечает: «Отче, помолись обо мне, я стремился к этому 12 с лишним лет».
Вот как! Чтобы достичь этой простоты, он молился и себя переламывал и перебарывал через это многосложную жизнь 12 с лишним лет. Поэтому надо не бояться этой простоты в отношениях, а надо к этому стремиться, чтобы сердце не было лукавое, двоедушное. Ибо нам Иоанн Богослов говорит: «А дети Божие и дети диавола узнаются так: всякий не творящий истины, равно и не любящий брата своего не есть от Бога, а есть от лукавого», от диавола. У кого нет искренности, правды и истины.

Поэтому будем чтить память всех Оптинских старцев, чтобы через их наставления, через их святую жизнь мы что-то положительное, доброе, духовное вынесли, и хотя бы в маленькой степени пытались подражать им, чтобы не получилось с нами, как получилось с нерадивыми чадами преподобного и богоносного отца нашего Амвросия, старца Оптинского и всея России чудотворца.
Он говорил под конец своей жизни: «Хозяйка ухаживает за гусями и говорит им: теже, теже, а они все те же». И говорит еще: «Я казалось, учил вас всему, а теперь прошу вас хотя бы об одном: имейте хотя бы мир между собой».

Вот дай Бог нам всем хотя бы иметь мир между собой, не говоря уже о какой-то любви, не говоря о какой-то жертвенности, не говоря о каком-то подвиге, не говоря о каком-то братолюбии. Имейте мир хотя бы между собою. С этого все начинается. И дай Бог, чтобы молитвами Оптинских старцев, которые нас окружают, с этих стен смотрят на нас, на этом Оптинском подворье, которые ко многому нас обязывают, чтобы мы были наследниками их учения, их подвигов, их жизни.
Будем молиться Оптинским старцам. Они наши Небесные покровители. Духовные маяки. Они всегда рядом! Они слышат наши молитвы!

Преп. Варсонофий Оптинский говорил: «Если мы воскликнем: «Вси святии, молите Бога о нас!», — то все Небо сразу же ответит: «Помоги, Господи!»

А преп. Иосиф, словно удивительный, прекрасный духовный завет, оставил свои безценные слова, обращенные к каждому из нас: «Не отбивайся от Оптиной! Верую в то, что каждый приходящий в Оптину в крайней своей потребности найдет удовлетворение милостью Божией и за молитвы великих отцев наших.
Они многих воспитали духовно для Небесного Отечества! Не перестают они и теперь духовно воспитывать тех, кто приходит в Оптину на поклонение их святым мощам. Не отбивайся от Оптиной!".
«Радуйтеся, преподобнии отцы Оптинстии, благодати старчества светильницы».

После совершения чина великого освящения Введенского собора Оптиной пустыни Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своем слове сказал:
«Взирая на эти исторические, из забвения и праха возрожденные храмы и монастырские постройки, мыслью устремляюсь к тем годам, когда Оптина сияла своей духовной славой, когда она была светочем для многих колеблющихся душ, особенно в среде русской интеллигенции.
Именно с Оптиной связаны имена Федора Михайловича Достоевского и Льва Николаевича Толстого, который, отпав от Церкви, возжелал в преддверии смерти прибыть сюда для того, чтобы принести покаяние. Но воля Божия была иной...
Мы знаем также, что с этим местом связаны имена других выдающихся мыслителей, которые создавали интеллектуальный и духовный фон жизни нашего народа в XIX веке. То было непростое время, и многие искушения, которые тогда соблазняли людей, последующей историей были изжиты, преодолены, — ведь многие искушения и привели к трагедии революции, к гражданской войне, к миллионам человеческих жертв.

В то время, о котором мы говорим, очень многие слово «свобода» связывали с самым лучшим, думая, что политическими средствами можно достичь подлинной свободы человека. Но они ошибались. Провозглашая свободу, равенство и братство, те, кто это делал, были готовы уничтожать людей, разрушать страну, отказываться от истории, отказываться от Бога — только для того чтобы эти слова были осуществлены в жизни. Но мы знаем, что вместо равенства получили неравенство, вместо свободы — рабство, вместо братства — отчуждение…
Произнесение слов не означает того, что они непременно наполнятся подлинным содержанием. Произнесение слов совершенно не означает того, что смысл этих слов будет реализован. Вот этого не знал наш народ.

Он соблазнялся словами, он верил, что люди, которые провозглашают равенство, братство и свободу, сделают все для того, чтобы жизнь действительно стала таковой, чтобы востребованное нашим народом братство, чувство соборности осуществлялось, в том числе в области общественной жизни.
Народ стремился к тому, чтобы слово «свобода», осуществившись, даровало людям возможность полностью раскрывать свой потенциал и достигать в жизни того, что они могли бы и хотели достичь, опираясь на помощь Божию и на свои собственные силы.
А слово «братство» было таким близким нашему народу, воспитанному в Православии! Однако мечты об этих ценностях обернулись потерей всякого внимания и всякой осторожности. Пропаганда этих слов была принята за чистую монету, и то, что произошло затем, хорошо всем известно, — ни равенства, ни братства, ни свободы.

Оптина пустынь была светочем духовной жизни. Сюда наши мыслители приходили для того, чтобы соприкоснуться с реальным духовным опытом оптинских монахов, чтобы в свете этого опыта оценить свои взгляды и убеждения. Одно дело — мысль, другое дело — жизнь. Мысль без дела не имеет ценности. Только тогда, когда мысль добрая осуществляется в реальной жизни людей, эта мысль имеет ценность.
И наши великие мыслители это хорошо понимали и устремлялись сюда, чтобы из разговоров с теми, кто на своем личном опыте понял, что означают те ценности, которые пребывали в мыслях наших соотечественников в то время, ответить себе на главный вопрос: а что нужно сделать, чтобы самые высокие идеалы могли быть осуществлены в реальной жизни людей?

После тех замечательных лет расцвета Оптиной в нашей стране наступил хаос — гражданский конфликт, взаимное истребление, страдания и скорби. И как замечательно, что Оптина в то время, в которое благословил ей Господь, вновь возродилась! Это налагает огромную ответственность на всех, кто здесь живет и трудится.
С Оптиной были связаны самые великие духовные страницы жизни нашего народа в веке XIX и в начале века XX. И потому многие люди устремлялись сюда только потому, что монастырь этот называется Оптиной пустынью, зная его великую историю. Какова же ответственность на всех тех, кто сегодня здесь живет, кто сегодня здесь спасается, кто сегодня здесь насыщает свой ум и свое сердце Божественными словами!

В опыте Оптинских старцев не было ничего невероятного, неожиданного, экстраординарного. В опыте оптинских старцев не было никакого эмоционального надрыва, никакой духовной истерики. Все было спокойно, мирно, все возрастало в сердцах их естественно, в том числе естественно возрастала их близость к Богу.
В сегодняшнем апостольском чтении, которое полагается всякий раз, когда мы вспоминаем память преподобных отцов (Гал.5:22-6:2), апостол Павел учит нас тому, что есть дар Духа. Любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание — такие простые и ясные слова. И апостол говорит, что на тех, кто стяжал эти добродетели, нет закона. А что означает, что над кем-то нет закона? Это означает, что над ним нет суда. И как эти слова апостола пересекаются со словами иными, что эти люди на суд не придут, но придут от смерти к жизни (Ин.5:24). Никакого суда над теми, кто стяжал эти духовные добродетели, не будет: умирает человек и переходит от смерти к вечной жизни.

Если мы с вами захотим воспитывать в себе любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание, если мы поставим перед собой задачу: «вот сегодня я воспитываю в себе любовь, завтра — радость, послезавтра — милосердие» и т.д., то ничего не получится.
Невозможно по отдельности воспитать в себе эти дары Святого Духа — можно только целостностью своей жизни. И возникает вопрос: может быть, в духовной жизни есть что-то одно, что способно воспитать в нас все эти добродетели одновременно? И ответ на этот вопрос такой: есть! Есть такая добродетель.
Святой Ефрем Сирин говорит: «Господи, если мы постоянно пребываем пред очами Твоими, то от нас изгоняется всякий грех». Вот это пребывание пред лицом Божиим, постоянное памятование о Боге, как говорит Златоуст, является величайшей добродетелью.

Наверное, люди и уходят из светской, мирской жизни в монастырь, чтобы, сознавая то или не сознавая, иметь эту возможность постоянно памятовать о Боге, предстоять пред Его очами. В мире этого достичь трудно — огромное количество соблазнов, проблем, конфликтов, профессиональных задач отвлекают сознание.
Нередко люди о Боге вспоминают в лучшем случае раз в неделю, когда приходят в воскресный день на службу. А иногда и раз в неделю не вспоминают, а только когда какое-то горе посетит, или какие-то стесненные обстоятельства возникнут. Такой человек открыт всем соблазнам мира, потому что в Бога как бы верит, а Бог в его жизни не присутствует. Мы изгоняем из себя всякое искушение греха и способны обрести все апостольские добродетели лишь тогда, когда постоянно памятуем о Боге.

Святой Игнатий Брянчанинов, размышляя о том, что означает памятование о Боге, говорит, что оно начинается с регулярного, постоянного и вдумчивого чтения Священного Писания и святых отцов, когда человек каждый день погружает себя в эту благодатную стихию Божественного откровения, когда он слышит голос Божий. Это уже очень много!
От слышания голоса Божия можно незримо перейти и к видению Бога сердцем своим, как это было в жизни святых оптинских старцев, которые, несомненно, были этими сердечными боговидцами. Конечно, очень важно также, по учению святого Игнатия Брянчанинова, читать святых отцов. Я бы добавил к этому еще и важность совершения постоянной молитвы.

Мне вчера отец наместник рассказал о том, что многие из братии здесь более 1 000 раз в день совершают Иисусову молитву. Я порадовался этому. Что означает эта постоянная молитва? Это и есть разворот ума и сердца к Богу, это и есть постоянное памятование о Боге.
Если мы о Боге помним, то наше сердце пребывает в любви, в радости, в мире. Мы способны на долготерпение и на благость, мы становимся кроткими, ведь как можно гордиться пред лицом Божиим? Мы становимся людьми глубокой веры, потому что молитва и пребывание пред лицом Божиим связывают нас с Ним тесной, глубинной связью.

Монастыри, собственно говоря, и должны иметь своей главной задачей помощь каждому, кто приходит сюда, в том, чтобы обрести это памятование о Боге, предстояние Богу. Видимо, этот самый опыт жизни Оптинских старцев и поражал сознание интеллектуалов XIX века.
Глубоко убежден, что с еще большей силой реальный духовный опыт людей, постоянно пребывающих в общении с Богом, способен и сегодня поразить сознание наших современников, которые часто бездумно, по инерции или по движению страстей отрицают Бога, исповедуя тем самым абсолютное нежелание иметь с Ним общение. Но, соприкасаясь с реальным религиозным опытом, и они способны увидеть эту захватывающую духовную перспективу жизни человека в общении с Богом.

Верю, что духовный опыт Оптиной пустыни востребован сегодня в Отечестве нашем не менее, чем в веке XIX. И дай Бог, чтобы приобщение людей к духовному опыту Оптиной помогло им избежать тех страшных ошибок, заблуждений и соблазнов, которые привели к крушению страны нашей и к гонениям на веру. Надеюсь, что пройденный нашим народом опыт и духовное жертвенное служение иночествующих помогут избежать в будущем всяких соблазнов и скорбей. Аминь».

Советы преподобного старца Моисея

Если кому когда милование какое-нибудь сделаете – за то помилованы будете.
Если постраждете со страждующим (невелико, кажется, это) – к мученикам причисляетесь.
Если простите обидящего, и за это не только все грехи ваши простятся, но детьми Отца Небесного будете.
Если помолитесь от сердца о спасении, хотя и мало – спасетесь.
Если укорите себя, обвините и осудите себя пред Богом за грехи, совестью чувствуемые, и за то оправданы будете.
Если исповедуете грехи свои пред Богом, за это вам прощение и воздаяние.
Если опечалитесь о грехах или умилитесь, или прослезитесь, или воздохнете, воздыхание ваше не утаится от Него: «Не таится от Него, – говорит св. Симеон, – капля слезная, ни капли часть некая». А св. Златоуст говорит: «Если посетуешь только о грехах, то примет Он это для твоего спасения».
Проверяй самого себя каждодневно: что ты посеял на счет будущего века, пшеницу или терние? Испытавши себя, располагайся к исправлению лучшего на следующий день и таким образом всю жизнь проводи. Ежели плохо проведен был день настоящий, т.ч. ты ни молитвы порядочно Богу не принес, ни сокрушился сердцем, ни однажды не смирился в мысли, милости не оказал, или милостыню никому не подал, ни простил виновного, ни стерпел оскорбления, напротив же того, не воздержался от гнева, не воздержался в словах, пище, питье, или в нечистых мыслях ум свой погружал, – все это рассмотрев по совести, осуди себя и положи на следующий день быть внимательнее во благое и осторожнее в злое.

Тропарь Собору преподобных старцев Оптински, хглас 6
Православныя веры светильницы, монашества непоколебимии столпи, земли Российския утешителие, преподобнии Старцы Оптинстии, любовь Христову стяжавши и души своя за чада полагавши, молитеся ко Господу, да утвердит земное отечество ваше в Православии и благочестии и спасет души наши.

Кондак Собору преподобных старцев Оптинских, глас 4
Воистину дивен Бог во святых своих, Пустынь Оптину якоже вертоград старчества явивый, идеже богопросвещении отцы, тайная сердца человеческого ведущее, народа Божия печальницы доблии явишася: сии бо на путь покаяния грехом отягощеннныя наставиша, в вере колеблющияся светом Христова учения просветиша и Божией премудрости научиша, страждующим и немощным спострадаша и исцеления дароваша. ныне же, во славе Божией пребывающее, молятся непрестанно о душах наших.

Величание
Ублажаем вас, преподобнии отцы наши Старцы Оптинстии, и чтим святую память вашу, наставницы монахов, и собеседницы ангелов.

Молитва преподобным отцем и старцем,
в Оптиной пустыни просиявшим

О велицыи угодницы Божии, столпи и светильницы Земли Российстей, преподобнии и богоноснии отцы наши Оптинстии, Льве, Макарие, Моисее, Антоние, Иларионе, Амвросие, Анатолие, Исаакие и Иосифе, Варсонофие, Анатолие, Нектарие, Никоне и Исаакие,
по закону Евангельскому Господа Бога всем сердцем и всею душею и всем разумением возлюбившии и всему народу Божию во спасение бывшии; сего ради под покров Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы во обитель Оптину, покаявшимся разбойником основанную, притекшии, путем тесным и прискорбным смирения и самоукорения до конца дней ваших ходившии, темже убо благодатныя дары святаго Духа преизобильно стяжавшии;
старых и младых, знатных и препростых, мудрых века сего и худоумных, никогоже от грядущих к вам ижденувшии, николиже тща и неутешна отпустившии, но светом истины Христовы всех просветившии и духовно воскресившии, ближних ваших, яко себе самех, возлюбившии и тех в сердце своем вместившии, по словеси Апостола, пророчествующе и назидающе, увещающе и утешающе.

Умолите Милосердаго Господа, во обитель райскую разбойника благоразумнаго с собою вземшаго, даровати нам, недостойным, яко работником единонадесятаго часа, дух сокрушения, сердца очищение, уст хранение, правоту деяний, мудрование смиренное, слезы покаяния, веру непостыдную, любовь нелицемерную, мир душевный и здравие телесное,
да предстательством вашим сподобит нас Господь добраго ответа на Страшнем Судищи Своем, вечных мук избавляя, и царствия Небеснаго купно с вами да удостоит во веки веков. Аминь.

ПРЕПОДОБНИЕ ОТЦЫ НАШИ ОПТИНСТИИ СТАРЦЫ: ЛЬВЕ, МАКАРИЕ, МОИСЕЕ, АНТОНИЕ, ИЛАРИОНЕ, АМВРОСИЕ, АНАТОЛИЕ, ИСААКИЕ, ИОСИФЕ, ВАРСОНОФИЕ, АНАТОЛИЕ, НЕКТАРИЕ,НИКОНЕ, ИСААКИЕ, МОЛИТЕ БОГА О НАС.


(автор
Галина Николаевна Николаева)

Преподобный Лев - Первый Оптинский старец
Иеросхимонах Макарий, ученик и сотаинник старца Льва
Схиархимандрит Моисей
Схиигумен Антоний
Иеросхимонах Амвросий (читать http://www.stihi.ru/2015/10/23/5962)
Иеросхимонах Иларион
Иеросхимонах Иосиф
Преподобный Анатолий "старший"
Схиархимандрит Исаакий
Схиархимандрит Варсонофий
Иеросхимонах Анатолий "младший"
Иеросхимонах Нектарий
Преподобный Никон
Священномученик Исаакий
(Читать житие на http://www.odos.ru/dostigshie/13-sobor-opt.php)


Tags: Без политики, Культура, Общество, Россия
Subscribe

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments