cand_orel wrote in nash_dvor

Category:

Турецкие дневники (сентябрь 2021 года). Манавгат: Сиде — 1

 

Сиде (тур. Side, др.-греч. Σίδη) — античный город, располагавшийся на юго-западном средиземноморском побережье современной турецкой провинции Анталья в 70 км к востоку от города Анталья и примерно в 7 км к западу от города Манавгат. В настоящее время Сиде — популярный туристический курорт, административно образующий микрорайон (махалле) в составе муниципального района (ильче) Манавгат. Город упоминается в Ветхом Завете под именем Сида (1Мак. 15:23).

Согласно Страбону (античный историк и географ Римской Греции), Сиде был одной из древнейших известных греческих колоний в Анатолии, которая была основана выходцами из Кимы Эолийской в VII веке до н. э. на месте более древнего поселения. Слово «Сиде» на местном анатолийском языке означало «гранат» — филологические исследования показали, что это слово не имеет ни греческих, ни финикийских корней. Гранат здесь считался символом изобилия. 

Пока остановлюсь на фактологических штучках с небольшими своими пояснениями к фотографиям, сделанным в ходе экскурсии.

Приехали, осмотрелись на обширной автостоянке при входе на исторический объект (о том, что он исторический рассказывают как бы вкрапления старины и древности в плотную ткань современности).

Желающие могут покататься на верблюдиках, но преодолеть всю экскурсию на них — практически нереально
Желающие могут покататься на верблюдиках, но преодолеть всю экскурсию на них — практически нереально
А вот уже и приближаемся к античному городу
А вот уже и приближаемся к античному городу

Античный город выглядел как-то так:

А это привязка города к современным реалиям (схема развернута на 180 градусов, чтобы всех запутать — другой не нашел).

Мы же заходили в город со стороны фонтана (как его тут кличут — акведука, потом с терминологией разберемся). 

Вот и фонтан в профиль
Вот и фонтан в профиль
Из хорошо заметных горизонтальных щелей изливалась вода, доставляемая сюда с гор
Из хорошо заметных горизонтальных щелей изливалась вода, доставляемая сюда с гор

А вот про акведуки...

Акведук (от лат. aqua — вода и duco — веду) — водовод (канал, труба) для подачи воды к населённым пунктам, оросительным и гидроэнергетическим системам из источников, расположенных выше них. Акведуком в более узком значении называют часть водовода в виде моста над оврагом, рекой, дорогой. 

Так вот посредством акведуков вода и доставлялась к этому фонтану. Совсем рядом там исторических свидетельств не осталось, но чуть вдалеке из автобуса я успел "щелкнуть" хорошо сохранившийся экземпляр.

Хотя акведуки больше всего ассоциируются с римскими постройками, они были изобретены столетиями ранее на Ближнем Востоке, где вавилоняне и египтяне строили сложные ирригационные системы. Акведуки римского образца использовались уже в VII столетии до н. э. 

Известно, что в Древней Греции также строились акведуки. Самым выдающимся акведуком Геродот считал Эвпалинов тоннель на острове Самос. Этот акведук историк включил в список чудес света.

Считается, что древние народы строили акведуки, потому что не знали закон сообщающихся сосудов и не умели изготавливать трубы, способные выдерживать высокое давление воды в дюкере (обратном сифоне). 

Очевидно, что система акведуков, сам их принцип и обеспечили такую массовую колонизацию в древние времена; когда античные народы осваивали новые территории и к в основном безводным местам поселения подводили воду из окрестных доступных источников.

Ну, и вступаем за городскую стену, двигаясь практически среди живой истории и ступая на её оставшиеся обломки.

Приближаемся к улице Колонад...

И чуть дальше вступаем в спальный район типовой застройки — зрелище прескучнейшее и в античные времена, поэтому развлеку некоторыми историческим подробностями.

После колонизации жители Сиде продолжали говорить и писать на местном сидетском языке, о чём свидетельствуют обнаруженные в ходе археологических раскопок сидетские надписи, датируемые III—II веками до н. э. Из этого можно сделать вывод, что пришедшие в Сиде колонисты из Кимы восприняли и стали употреблять местный язык. Это подтверждается свидетельством Арриана, который, повествуя о деяниях Александра Великого в Анатолии, отмечал, что пришедшие в Сиде греки забыли родной язык и стали использовать неизвестный им ранее местный диалект.

В VI веке до н. э. город Сиде, как и вся Памфилия, попал под власть царей Лидии, а после последовавшего в том же веке крушения Лидийского царства вошёл вместе со всей Памфилией в состав державы Ахеменидов. В период господства Ахеменидов Сиде пользовался определённой экономической автономией и начал чеканить собственные серебряные монеты с изображением Афины, Аполлона и граната — символа города. В 334 году до н. э. Сиде без всякого сопротивления сдался Александру Македонскому, после чего стал одним из основных центров чеканки монет в его империи. Александр оставил в городе гарнизон, подчинявшийся Неарху.

После смерти Александра Великого и распада его империи Сиде в III веке до н. э. перешёл под власть государства Птолемеев, которое благодаря своему сильному флоту завоевало господство в восточном Средиземноморье. При Птолемеях в Сиде чеканились монеты из бронзы. В 218 году до н. э. город был включён в состав государства Селевкидов. Во время Антиоховой войны между Римом, Родосом и Пергамом, с одной стороны, и Селевкидами — с другой, военный флот Сиде сражался на стороне последних. Эта война оказалась проигрышной для Селевкидов и по условиям Апамейского мира 188 года до н. э. город Сиде и вся Памфилия были переданы под власть Пергамского царства.

В составе Пергамского царства город Сиде приобрёл большую автономию, пользуясь практически безграничной экономической свободой, в результате чего вскоре наступил один из периодов наибольшего процветания в его истории. Благодаря своему мощному флоту и развитой торговой гавани, жители Сиде быстро развили торговлю с народами восточного Средиземноморья, а получаемые доходы использовали для реконструкции и архитектурного развития города. 

Всё это привело к тому, что во II веке до н. э. Сиде стал в своём регионе признанным центром торговли, науки и культуры. О стремительном развитии экономики города свидетельствует то, что в этот период в Сиде началась массовая чеканка серебряных монет, а о развитии науки, культуры и образования говорит тот факт, что во II веке до н. э. будущий селевкидский царь Антиох VII Сидет провёл свою молодость в Сиде, где он воспитывался и получал образование.

Период процветания Сиде закончился в начале I века до н. э., когда город и всю Памфилию захватили пираты, пришедшие из Писидии и горных районов Киликии. Жители Сиде вынуждены были уступить пиратам свои рынки и порт, в результате чего город превратился в центр работорговли. Пираты признали над собой власть воевавшего с Римом понтийского царя Митридата VI Евпатора и пользовались его поддержкой. В 78 году до н. э. римская армия во главе с проконсулом Публием Сервилием Ватией начала освобождение южного побережья Анатолии от пиратов, в результате чего Сиде и другие города Памфилии перешли под власть Римской республики. В 25 году до н. э. Памфилия была официально включена в состав Римской империи и Сиде стал римским провинциальным городом-портом.

Во II—III веках Сиде, будучи метрополией римской провинции Памфилия, пережил второй период своего наивысшего развития и процветания. Множество монументов и статуй, сохранившихся в Сиде до наших дней, были воздвигнуты именно в эту эпоху. В городе продолжал действовать монетный двор, Сиде был признанным центром культуры и образования. Золотой век города начал клониться к закату в конце III века, когда горные племена с севера начали нападать на прибрежные области Памфилии. 

Можно и на смешнючем паровозике подъехать к концу экспозиции и меня не слушать
Можно и на смешнючем паровозике подъехать к концу экспозиции и меня не слушать

Во время правления императора Юлиана II (361—363) эти племена окружили Сиде, но были отброшены, после чего были отремонтированы и обновлены крепостные стены города. При этом была воздвигнута новая каменная стена, которая поделила город на южную и северную части, а всё население Сиде переселилось в южную часть города. Строительная надпись, сохранившаяся на этой стене в районе современного археологического музея, повествует, что она была построена под руководством некоего Филиппа Аттия, поэтому в настоящее время стена носит его имя. Тогда же или несколько позже городские стены были расширены и протянуты за пределы своих первоначальных границ, установленных в период эллинизма.

В IV веке жители Сиде, которые ранее поклонялись Афине, Аполлону, Афродите, Аресу, Асклепию, Гигиее, Деметре, Дионису и Гермесу, приняли христианство и вскоре город стал центром Восточнопамфилийской епархии. В VII веке на побережье Памфилии, в том числе, на Сиде начались регулярные набеги арабских пиратов, в результате которых к IX—X векам город Сиде был постепенно полностью разорён и разрушен, что подтверждается соответствующими археологическими слоями пепла и горелых развалин, обнаруженными в ходе раскопок на территории Сиде. 

Кроме того, в Сиде не обнаружено ни одного византийского строения, возведённого позднее IX—X веков, когда жители Сиде начали массово покидать город. Византийский император Константин VII Багрянородный (ум. в 959 году) в своём трактате «О фемах» упоминал о Сиде как о логове пиратов. Арабский географ аль-Идриси в 1150 году писал о Сиде как о некогда развитом и многонаселённом городе, который был полностью сожжён, а его жители вынуждены были переселиться в Атталию, находившуюся в двух днях пути от Сиде (именно поэтому аль-Идриси называл Сиде Старой Атталией).

К XII веку Сиде был уже полностью заброшен и в результате нескольких землетрясений превратился в руины. После поражения крестоносцев при Кадме в 1148 году Сиде вместе со всей Памфилией перешёл под власть Сельджукидов, в XIII веке вошёл в состав бейлика Хамид (позднее бейлика Теке), а 1391 году (окончательно в 1442 году) городом и всем регионом завладели Османы. Вплоть до конца XIX века территория Сиде была необитаема — археологи не обнаружили следов жизнедеятельности в городе ни при Сельджукидах, ни при Хамидогулларах, ни при Османидах. 

Городские здания, частично уцелевшие после землетрясений, постепенно были заметены песком, приносимым бурями и ураганами. Путешественники, начавшие посещать Сиде в начале XIX века, называли его обителью призраков.

В 1895 году турецкие переселенцы с острова Крит основали в Сиде небольшое поселение Селимийе, которое в дальнейшем постепенно разрослось и заняло всю территорию полуострова.

Первые археологические раскопки на территории античного города Сиде были организованы Стамбульским университетом и начались в 1947 году под руководством профессора Арифа Мюфида Манселя. Археологические исследования Мюфида Манселя в Сиде продолжались до 1966 года, после чего он занялся раскопками в Перге, а работы по раскопкам античного Сиде возглавил профессор Жале Инан. Внезапная смерть Мюфида Манселя в 1975 году заставили Жале Инана сосредоточиться на археологических раскопках в Перге, по причине чего археологические исследования Сиде были приостановлены. 

В 1983 году под руководством доктора Улкю Измирлигиля, назначенного Департаментом древностей и музеев Турции, начались систематические археологические раскопки римского театра в Сиде, активно продолжавшиеся до 2008 года. В 2009 году археологические исследования на всей территории Сиде при поддержке Улкю Измирлигиля возобновились под эгидой Анатолийского университета.

Вот добрались до театра как раз, что ноги и язык устали — давайте продолжим следующим разом?!

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.