cand_orel wrote in nash_dvor

Category:

Музыка. ВИА. Орфей

ВИА "Орфей". Год создания - 1975. Руководители - Вадим Усманов, Рафаэль Мазитов. Казань. Татарская филармония.
ВИА "Орфей". Год создания - 1975. Руководители - Вадим Усманов, Рафаэль Мазитов. Казань. Татарская филармония.

История этого ансамбля делится на два периода: любительский и профессиональный.
Любительский период начался в далеком 1965 году, когда первокурсники Казанского Государственного Университета Володя Петрошень, Славя Десятков, Слава Гусев и их бывший одноклассник Рашид Сабитов организовали квартет. Репетиции проходили дома у Р. Сабитова. Вскоре к ним присоединился Вадим Усманов и молодая команда взяла себе имя "Аргонавты". Поначалу ансамбль был только инструментальным, но вскоре музыкантам стало тесно в этом жанре, и осенью 1966 года поменяв название на "Орфей", музыканты всерьез занялись вокалом. Первым запел В. Десятков. Появились песни собственного сочинения: В. Усманова, В. Петрошеня, В.  Десяткова. Это позволило ансамблю сделать новую программу, состоящую почти полностью из своих песен. 

Концерты "Орфея" собирали полные залы, благодаря поддержке руководства КГУ коллектив совершил гастрольные поездки в Москву, Ленинград, Болгарию, Грузию.
Как и у многих самодеятельных ансамблей того времени, у "Орфея" поначалу были большие трудности с инструментами. Звукооператор ансамбля Владимир Степанов сам делал усилители, а музыканты - колонки. Знаменитую бас-колонку Десяткова с трудом могли поднять 4 человека. Первой настоящей реликвией стала бас-гитара, купленная в складчину на левы после болгарского тура.

В 1968 году произошли первые кадровые перемены. Ушел гитарист Р.Сабитов, его заменил Михаил Лепешинский. У ансамбля продолжается насыщенная творческая жизнь, но университетские рамки уже становятся тесными. Но "раскрутки" не произошло. Не было менеджера, не было профессиональной аппаратуры, не было связей на звукозаписи и тиражировании. В результате в ансамбле созрел кризис, и в 1969 году В. Усманов, один из основателей "Орфея", ушел в Татарскую Госфилармонию, где вместе с Р. Сабитовым организовал первую казанскую профессиональную бит-группу "Идель". "Орфей" снова превратился в квартет: В. Десятков, В. Петрошень, В. Гусев, М. Лепешинский, и, немного проработав в таком составе ансамбль распался, чтобы через 5 лет собраться уже на профессиональной сцене.

В 1975 году Вадима Усманова пригласил на разговор директор Татгосфилармонии Марат Тазетдинов (поэт, автор-исполнитель своих песен). Он предложил Усманову создать при филармонии вокально-инструментальный ансамбль, на что Вадим сразу же согласился. Однако, в филармонии уже работал один ансамбль - под управлением Владимира Березина. В результате два коллектива сошлись в "очной ставке" на серии концертов во Дворце спорта, после чего В. Усманов получил уже официальной предложение от М. Тазетдинова о создании ВИА. Так в Казани появился первый профессиональный вокально-инструментальный ансамбль. И поскольку В. Усманова знали как лидера университетского "Орфея", то и было решено дать это название коллективу. 

В. Усманов приступил к подбору кадров. В ансамбль пришли Гуля Ахметшина (вокал), Сергей Рычков (бас-гитара), а также весь состав народного артиста России Ильхама Шакирова, у которого некоторое время работал В.Усманов ранее.
После нескольких репетиций состоялась презентация коллектива - концерт в ДК строителей. "Орфей" выступал в расширенном - экспериментальном составе. К этому времени у ансамбля уже был итальянский орган "Ферфиза", купленный Владимиром Абышевым (он на нем и играл) у сопровождающего состава югославской певицы Радмилы Караклич. Из-за недостаточного количества репетиций концерт получился "сырым", и после серьезного разговора с М. Тазетдиновым было решено оставить костяк из 6 человек, к которым присоединился ведущий Игорь Салахутдинов, певец Вадим Гаврилов (из группы "Волжане"), танцевальная пара Эдьба и Виктор Шарафутдиновы, а также администратор Борис Славутин. Новый менеджер сразу же повез никому не известный ВИА с сольными концертам в Баку, Москву, Сочи, по городам Поволжья.

 В 1976 году в Сочи состоялось историческое знакомство между "Орфеем" и двумя уже известными к тому времени людьми - Юрием Маликовым и Вячеславом Добрыниным, которые собирались лишь послушать начало концерта, но остались до самого конца, пообещав прийти на выступление "Орфея" в Москве. На московский концерт они привели своих друзей-музыкантов. Выступление прошло успешно, Ю. Маликов и В. Добрынин сообщили В. Усманову о предстоящем осенью всероссийском конкурсе. Через директора филармонии "Орфей" подал заявку на участие и начал усиленно готовиться. Перед конкурсом В. Усманов решил усилить вокальную группу ансамбля и пригласил из ансамбля "Звуки времени" солистов Гульнару Тимербулатову, Валерия Кончурина и Олега Федорова. В это же время в "Орфее" появился новый ударник - Владислав Щербаков. Затем был месяц интенсивных репетиций, после чего - сдача программы в зале ТЮЗа. На конкурс были отобраны 10 песен, среди которых три песни В.Усманова - "Где ты, лето", "Первый", "Если ты любишь", песня М. Тазетдинова "Живут на свете сказки", "Колыбельная" А. Монасыпова, "Скажите, лебеди" Н. Богословского.
Выступление ансамбля на первом туре в Сочи было встречено овациями, но был нарушен регламент - на сцене было больше 10 человек, о чем сообщил В. Усманову председатель жюри А. Флярковский. Однако, за "Орфей" заступился И. Кобзон, потребовав дать ребятам еще один шанс. "Орфей" успешно прошел второй и третий туры и занял второе место после московских "Коробейников", хотя в кулуарах поговаривали, что ансамбль получит первую премию. После конкурса снова сменился барабанщик - пришел Рустем Галлеев. Через некоторое время вернулись обратно в "Звуки времени" В. Кончурин и О. Федоров. 

 Во время совместных гастролей с оркестром "Современник" Анатолий Кролл пригласил весь состав ансамбля к себе в программу. Мнения музыкантов разделились. Назревал кризис. "Орфей" покинул администратор Борис Славутин, в стране наступил "серый период" - ансамблям был дан запрет на исполнение более трех своих песен в концертных программах. В результате В. Усманов уехал работать в Сочи, а у руля ансамбля встал новый лидер - Рафаэль Мазитов. В ансамбль пришли новые люди: Евгений Егоров (клавиши, скрипка, аранжировка), Александр Лаврентьев (гитара). На фирме "Мелодия" был выпущен диск-гигант. 

Следующим (и последним) этапом в творчестве "Орфея" стала работа аккомпанирующей группой Рената Ибрагимова. Затем смена филармонии на Барнаульскую, несколько смен названий ("20-й век", "Манжерок").
В 1982 году М.Тазетдинов предпринял попытку возрождения коллектива, пригласив музыкантов из "Звуков времени", которые ранее были связаны с "Орфеем": Валерия Кончурина, Вячеслава Лопатина, Александра Обухова, Гульнару Тимербулатову, Леонида Финкера, Рафаэля Гайнетдинова. Начались репетиции, которые ничем не закончились. Позде В.Кончурин собрал еще один - молодежный состав, но и это не принесло результата.

 За свою не столь долгую профессиональную жизнь "Орфей" оставил немало прекрасных песен в лучших традициях ВИА-жанра: "Зорька алая" (А. Морозов), "Где ты, лето" (В. Усманов), "Я люблю этот мир" (В. Мигуля), "Твой поезд ушел" (Р. Майоров), "Расставание" (Б. Ривчун), "Любит, не любит" (А. Флярковский).

Источники и дополнительные материалы:

http://sssrviapesni.info/orfey.html

http://www.wikiakkords.ru/wiki/Орфей_(ВИА)

https://tunnel.ru/post-via-orfejj-nasha-yunost

https://www.last.fm/ru/music/ВИА+%22Орфей%22/+wiki

https://abrgen.ru/muzika/luchshie_otechest/orfei/

https://muzebra.net/song/виа+орфей+казань

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.