Ход событии предшествующих Пасхе,очень удивляет своей огромной таинственностью.
В то самое время,
когда на Елеонской горе
Христос вел с учениками беседу о последних днях, Иуда тайно проник во дворец Кайафы, чтобы встретиться с представителями власти. Он предложил саддукеям свой план: схватить Иисуса ночью вне города, не привлекая внимания толпы.
Иуду, конечно, стали расспрашивать о замыслах Учителя и Его приверженцах. Вероятно, Искариот сообщил, что Иисус, по его мнению, намерен провозгласить Царство Божие в день Пасхи.
Опасаясь, что это будет какой-нибудь новый дерзкий акт, вроде изгнания торговцев из храма, иерархи ухватились за возможность своевременно предотвратить соблазн.
Хотя арест был сначала отложен на послепраздничные дни, содействие Иуды заставило Синедрион изменить решение,
тем более что он вызвался сам провести стражу к месту, где обычно укрывался Иисус.
Раз вступив на путь предательства, Искариот не мог остановиться. Теперь уже он был намерен извлечь и выгоду из своей измены. «Что хотите дать мне?» — спросил он, после чего архиереи немедленно заплатили ему за помощь.
Получив деньги,
Иуда как ни в чем не бывало вернулся к Учителю.
Утром, в четверг Иисус велел апостолам готовиться к седеру, пасхальной трапезе. По уставу ее следовало начинать вечером 14 нисана, которое в том году приходилось на пятницу.
Но Господь знал о предательстве, знал, что Ему осталось быть на свободе меньше суток, и поэтому хотел успеть встретить Пасху в кругу учеников. «Великим желанием возжелал Я вкусить эту пасху вместе с вами прежде Моего страдания, — сказал Иисус, — ибо говорю вам: не буду вкушать ее, доколе не исполнится она в Царстве Божием».
Апостолы поняли эти слова по-своему. Даже когда накануне Он говорил: «Вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие», они не верили в трагическую развязку и продолжали думать, что нынешний седер станет кануном Его торжества.
— Где нам приготовить пасху? — спросили ученики. Было бы надежней оставаться в Вифании, но Иисус послал их в город к одному из Своих тайных последователей. Пасха должна была совершиться по закону — в Иерусалиме. — Идите в город к такому-то, велел Он Петру и Иоанну, и скажите ему: «Учитель говорит: время Мое близко. У тебя Я совершу пасху с учениками Моими".
Предание сохранило для нас это священное место. До сих пор паломникам в Иерусалиме показывают на горе Сион горницу, в которой проходила последняя трапеза Христа: «Оберегая эти драгоценные часы, Он принял меры предосторожности. Имя владельца дома было названо только двоим. Христос дал им знак: у ворот они встретят человека с кувшином, который и проводит их. Обстановка секретности начинала беспокоить учеников: двое из них даже вооружились на случай внезапного нападения.
Неизвестно, можно ли было приобрести ягненка и совершить положенное жертвоприношение за день до праздника. Не исключено, что обычай позволял это,ибо тысячи и тысячи паломников желали принять участие в обряде.
Во всяком случае, неведомый друг Учителя позаботился обо всем.
На исходе дня Иисус с учениками пришел в Иерусалим.
Впервые за эту неделю Он готовился провести там ночь. Хозяин уже ждал их.
Большая верхняя комната была выметена и выстлана циновками. Все остатки квасного хлеба, по обычаю, были уничтожены.
На столе находились лишь глиняные тарелки с опресноками, кувшины с вином, кубки.
О запеченном ягненке, или самой «пасхе», евангелисты не упоминают, но, если наше предположение правильно,было подано и это традиционное блюдо.
Каждая трапеза, сопровождавшаяся молитвами, считалась у иудеев своего рода обрядом.
В ней участвовали только члены семей или маленькие братства, «хабурот». Места во время таких вечерей занимали по старшинству, которое строго соблюдалось. Поэтому апостолы, войдя, стали спорить: кто будет ближе к Учителю.
Однако Иисус напомнил им, что не только в эту торжественную минуту, но и в любое время они должны побеждать всякое честолюбие. Ветхозаветные пророчества нередко изображали мессианское Царство в виде пира. Если судить по многим притчам Христа, Он дорожил этим символом. Для Него собравшиеся за праздничным столом братья олицетворяли мессианскую общину, Главой которой был Он Сам.
По тогдашнему обыкновению все возлегли на низких ложах: Иоанн рядом с Господом, Симон — напротив Него; поблизости находился и Иуда.”
В этот вечер было устанволено таинство Евхаристии.
Сейчас также пришло время вспомнить другие,ранее сказанные Иисусом,еще более непонятные и удивительные слова:
«Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить крови Его,
то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день» (Ин.6, 53–54).
И вот теперь Господь, «взяв хлеб и благословив преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов».
А поскольку это сказал Тот же, Кто единым словом вызвал из небытия весь мир, то – можем ли мы сомневаться, что хлеб и вино тут же сделались Его истинными Телом и Кровью?
А чтобы это продолжалось вовек,(т.е навсегда)
Иисус постановил: «сие творите в Мое воспоминание».
Вот оно – главное Таинство церкви: мы все вместе,
Христос посреди нас и питает нас Своими Телом и Кровью!
И это еще страшнее, чем принять умовение ног.
Когда мы приступаем к этому таинству, – что здесь: неслыханная дерзость или сверхъестественное смирение?
Чтобы было второе, а не первое, Апостол предостерегает: «Кто будет есть Хлеб сей или пить Чашу сию Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней.
Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от Хлеба сего и пьет из Чаши сей.
Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем».
Но при всем этом не отгоняет нас Апостол от Чаши, не говорит «не приступайте»,мол, все равно нет у вас сверхъестественного смирения,
а значит, – будет неслыханная дерзость.
Приступайте.
Но только будьте готовы ко всему...
А приступив, нельзя оглядываться назад, мол, а вдруг я причастился недостойно?
Смотреть надо все время вперед.
И приступая, молимся: «да не в суд или во осуждение будет мне причащение пречистых Твоих таин».
И приступив,тоже – вперед:«и сподоби меня до последнего издыхания, неосужденно приимати пречистых Таин освящение ".
Community Info