cand_orel wrote in nash_dvor

Categories:

Свободное пространство. Поминальная молитва

Я уже сделал несколько постов о нашем орловском театре "Свободное пространство", который уже по этой весне посетил пару раз. Не скрою, что некоторое время назад отказывался его посещать по причине его неформальной реорганизации в семейное предприятие; а там где нет творческой и артистической конкуренции как-то и искусство идет на спад. При этом надо сказать, что несколько интересных находок и приятных вещей всё же были; уж плохого слова точно не скажу в адрес прошлых руководителей. Но вот случилась смена  административного и творческого руководства театра, несколько лет ушло на наработку нового репертуара — и то, что я вижу мне нравится, внушает надежды.

В этот раз был просмотр нового для театра спектакля "Поминальная молитва".

Тут я скажу, что материал для меня не совсем неизвестный, внутренне ощущаю, что я в теме.

Во-первых, о творчестве Шолом-Алейхема наслышан, что-то по молодости и читал (может быть в рамках школьной программы).

Шолом-Алейхем (идиш שלום עליכם — Шолем-Алейхем, дословно мир вам; настоящее имя Соломон Наумович (Шолом Нохумович) Рабинович; 2 марта 1859, Переяслав, Полтавская губерния, Российская империя — 13 мая 1916, Нью-Йорк, США) — еврейский писатель и драматург, один из основоположников современной художественной литературы на идише (наряду с Менделе Мойхер-Сфоримом и И.-Л. Перецем), в том числе детской. Писал также на иврите и на русском языке.
Шолом-Алейхем (идиш שלום עליכם — Шолем-Алейхем, дословно мир вам; настоящее имя Соломон Наумович (Шолом Нохумович) Рабинович; 2 марта 1859, Переяслав, Полтавская губерния, Российская империя — 13 мая 1916, Нью-Йорк, США) — еврейский писатель и драматург, один из основоположников современной художественной литературы на идише (наряду с Менделе Мойхер-Сфоримом и И.-Л. Перецем), в том числе детской. Писал также на иврите и на русском языке.

Как-то, может быть, больше подсознательно как "американца" я ставлю в один ряд с Маком Твеном; но где-то, чем-то  он не дотягивает до Твена. Тут надо сказать, что Шолом-Алейхему подвезло с драматургической реализацией его цикла рассказов о Тевье-молочнике в разных инерпретациях, что достойно отразилось в его признании и славе по его литературным трудам.

Сюжет​: Тевье — бедный еврей, мелкий торговец. Его мечта — выгодно выдать замуж своих дочерей, но из этого как-бы ничего не выходит: старшая дочь Цейтл отказывается выходить за богатого мясника и вместо этого выходит за бедного портного, которого любит; вторая дочь Годл влюбляется в бедного студента-революционера Перчика и отправляется вслед за ним в ссылку; третья дочь Хава ради жениха принимает православие и уходит из дому; четвёртая дочь Шпринца влюбляется в сына богатой вдовы, соглашается выйти за него замуж, но тот внезапно уезжает, не заплатив Тевье, а Шпринца топится в реке; пятая дочь Бейлка выходит замуж за богатого подрядчика, но тот внезапно разоряется, и они уезжают жить в Америку.
Сюжет​: Тевье — бедный еврей, мелкий торговец. Его мечта — выгодно выдать замуж своих дочерей, но из этого как-бы ничего не выходит: старшая дочь Цейтл отказывается выходить за богатого мясника и вместо этого выходит за бедного портного, которого любит; вторая дочь Годл влюбляется в бедного студента-революционера Перчика и отправляется вслед за ним в ссылку; третья дочь Хава ради жениха принимает православие и уходит из дому; четвёртая дочь Шпринца влюбляется в сына богатой вдовы, соглашается выйти за него замуж, но тот внезапно уезжает, не заплатив Тевье, а Шпринца топится в реке; пятая дочь Бейлка выходит замуж за богатого подрядчика, но тот внезапно разоряется, и они уезжают жить в Америку.

Но я бы не сводил всё к проблеме отцов и детей в преломлении еврейской экзотики, всё же действительно много бытовых и философских вопросов поднято и обозначено. И юмор — просто бесподобен, не удержусь, что-то процитирую:

— Давайте поговорим о более весёлых вещах. Что слышно насчёт холеры в Одессе?

— Знаете, пане Шолом-Алейхем, уж коль суждено счастье, оно само в дом приходит! Как это говорится: «Если повезёт, так на рысях!» И не надо при этом ни ума, ни умения.

— То ли ты сдурел, то ли спятил, то ли рехнулся, то ли с ума сошел?

— Как это говорится, — червонцем меньше, червонцем больше... Нищий беднее не станет...

— ... человек слабее мухи и крепче железа.

— Человек подобен столяру: столяр живет, живет и умирает, и человек – тоже... 

— Чем дольше живешь, тем больше жуешь...

— ...сам бог бедняка не любит. Ибо если бы бог любил бедняка, так бы бедняк бедняком не был!

Это — во-вторых (о моем некотором погружении в тему).

В-третьих, я по телевизору спектакль с Леонов смотрел с неимоверными восторгами (и Леонову, и спектаклю)...

Да, тут, конечно и Ленком с Захаровым всё на отлично делали; но автора пьесы Григория Горин (по ней и в Орле спектакль поставлен) забыть никак нельзя...

Григорий Израилевич Горин (при рождении носил фамилию Офштейн; 12 марта 1940, Москва — 15 июня 2000, там же) — советский и российский писатель-сатирик и драматург, сценарист, телеведущий. Автор ряда литературно-публицистических статей; заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1996), лауреат Государственной премии Российской Федерации (2002, посмертно).
Григорий Израилевич Горин (при рождении носил фамилию Офштейн; 12 марта 1940, Москва — 15 июня 2000, там же) — советский и российский писатель-сатирик и драматург, сценарист, телеведущий. Автор ряда литературно-публицистических статей; заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1996), лауреат Государственной премии Российской Федерации (2002, посмертно).

Мы его же конечно по куче фильмов знаем — и сказок, и фантазий, и философских хватает; но и пьес для Ленкома он наваял предостаточно. 

Это — в-четвертых... То есть, для меня эти как бы четыре позиции сошлись на момент просмотра орловского спектакля "Поминальная молитва".

Побродим чуть-чуть в театральных интерьерах, настроимся на нужный лад...

Смотрим, началось

Ну, скрипач на крыше, он во всех версиях — и в американо-бродвейских, и в наших, и вообще сам по себе — скрипач на крыше...

Орловский Тевье (Сергей Козлов)
Орловский Тевье (Сергей Козлов)
Соплеменники с Ребе (Олег Семичев)
Соплеменники с Ребе (Олег Семичев)
Семья Тевье — Голда, его жена (Мария Козлова), Цейтл (Елена Симонова), Годл (Надежда Староверова), Хава (Эльвира Узянбаева), Шпринца (Валерия Жилина), Бейлке (Ева Агейкина)
Семья Тевье — Голда, его жена (Мария Козлова), Цейтл (Елена Симонова), Годл (Надежда Староверова), Хава (Эльвира Узянбаева), Шпринца (Валерия Жилина), Бейлке (Ева Агейкина)
Поп (Владимир Крашенинников)
Поп (Владимир Крашенинников)
Урядник (Николай Рожков)
Урядник (Николай Рожков)
Весь состав участников, русские — на правом фланге
Весь состав участников, русские — на правом фланге
Танцы очень здорово поставлены с национальным колоритом и музыкой
Танцы очень здорово поставлены с национальным колоритом и музыкой
Тевье и Перчик, студент (Валентин Тюрин)
Тевье и Перчик, студент (Валентин Тюрин)
 Голда, жена Тевье (Мария Козлова)
Голда, жена Тевье (Мария Козлова)
Лечение соседа Степана, плотник (Михаил Артемьев)
Лечение соседа Степана, плотник (Михаил Артемьев)
Менахем-Мендл, родственник Тевье, человек без определенных занятий (Максим Громов)
Менахем-Мендл, родственник Тевье, человек без определенных занятий (Максим Громов)
Мотл, портной (Илья Благовидов)
Мотл, портной (Илья Благовидов)
Сватовство (или покупка коровы?). Лейзер-Вольф, мясник (Альберт Мальцев)
Сватовство (или покупка коровы?). Лейзер-Вольф, мясник (Альберт Мальцев)
Танцы в трактире
Танцы в трактире
Любовные отношения
Любовные отношения
Свадьба
Свадьба
Подарки от несостоявшегося жениха
Подарки от несостоявшегося жениха
Ребе (Олег Семичев)
Ребе (Олег Семичев)
Вылетит птичка
Вылетит птичка
Погром
Погром
Власти урегулировали порядок
Власти урегулировали порядок
Федор, писарь (Андрей Григорьев)
Федор, писарь (Андрей Григорьев)
Сцена в церкви
Сцена в церкви
Умираем...
Умираем...
И рождаемся...
И рождаемся...
Переселение
Переселение
Мать Менахема (заслуженная артистка РФ Нонна Исаева)
Мать Менахема (заслуженная артистка РФ Нонна Исаева)
Режиссер — Вера Анненкова, Художник по костюмам — Клёна Родкевич, Художник-сценограф — Сергей Тимонин, Художник по свету — Тарас Михалевский, Хореограф — Вячеслав Суетин, Балетмейстер — Светлана Щекотихина, Видеоконтент — Михаил Маликов, Ассистент режиссера — Анна Фатеева, Ассистент художника — Ирина Дерябина, Помощник режиссера — Андрей Скрипов
Режиссер — Вера Анненкова, Художник по костюмам — Клёна Родкевич, Художник-сценограф — Сергей Тимонин, Художник по свету — Тарас Михалевский, Хореограф — Вячеслав Суетин, Балетмейстер — Светлана Щекотихина, Видеоконтент — Михаил Маликов, Ассистент режиссера — Анна Фатеева, Ассистент художника — Ирина Дерябина, Помощник режиссера — Андрей Скрипов

И в заключение — посыл театра к зрителю: 

Времена не выбирают... Каждому из нас суждено прийти в этот мир именно тогда когда приходит его ВРЕМЯ...

Время разбрасывать камни... И время их собирать...

В нашем спектакле через призму юмора и самоиронии, мы смотрим на мир глазами Тевье-молочника, который пытливо постигает через слово Божье — смысл своего бесхитростного бытия. Зачем человек рождается на свет? Почему живёт так трудно? В чем же истинное богатство?

Ведь, если разобраться, не так уж много нужно человеку: благополучие близких, да мирное небо над головой, да клочок родной земли, на которой родился, где предки похоронены... и, которая примет тебя в своё лоно, когда придет Время.

Спектакль «Поминальная молитва» посвящается тем, кого уже нет с нами... Но мы помним... И память наша, зарок того, что не сгинут в небытии скорби и радости этих удивительных людей умеющих по-настоящему любить свою землю и свою культуру.

P.S. Премьера спектакля состоялась: 22 октября 2021 г.


Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.