
Моны – древний народ Юго-Восточной Азии, общая численность в мире по последним данным составляет 1,7 миллиона человек. Из них большинство проживает на юге современной Мьянмы (Бирмы), в основном в штате Монмар (Мон), также моны живут на юго-западе Таиланда (около 200 тысяч), в Лаосе, и небольшое количество рассеяно в диаспорах в некоторых странах Мира, в основном в Азии.

Моны, или народ мон — это самоназвание, означающий «человек» «Люди», в бирманском же языке слово мон – означает «благородный». Другой распространенный этноним Монов — талаин, употребляется бирманцами. Также бирманцы называют монов – «пегуанами» по главному городу монского королевства Хантавади существовавших на территории современной Бирмы в древности. Но о Хантавади в другом посте.

Разговаривают моны на собственно монском языке, имеющем кстати древнюю письменность, возникшую ещё в середине Первого тысячелетия нашей эры, а может и раньше, как раз в эпоху расцвета их древнего государства – королевства Дваравати.
И так, Дваравати (древнекитайское То-ло-по-ти), или Шри Двараватишвара (дословно приблизительно переводится как «Страна имеющая много врат, или много входов»), столицами его были - город неизвестного названия на месте современного Утонга («Золотая колыбель»), а позже Лаво или Лавпура («Львинный город», на месте нынешнего тайского Лопбури).

В период своего расцвета Дваравати охватывало всю территорию современного Таиланда, и даже некоторые соседние земли. Если сравнить карты Дварвавти и Таиланда, то может показаться что речь идёт об одном и том же государстве.
Дваравати возникло приблизительно на рубеже нашей эры, а возможно и немного раньше во 2 – 1 веках до н.э., в результате объединения ряда монских вождеств вокруг единого центра.

Определённое влияние в этом на монов оказали выходцы с Индийского субконтинента, принёсшие кстати в Индо-Китай буддизм. Сам процесс объединения пока не выяснен, то ли это было добровольное объединение в рыхлую конфедерацию, с постепенных усилением роли верховного правителя, то ли правители «Утонга» проводили объединение военным путём. Скорее всего имело место и то, и то.

Укрепив центральную власть, владыки «Львинного трона» проводили экспансионистскую политику по отношению к окружающим государствам и народам. Так были подчинены другие монские княжества, известные только по китайским упоминаниям «Читу» и «Тоюань», которые сохранили определённую автономию. Но на западе их экспансия была остановлена государством народа пью Шри Кшетра, со столицей в городе Тарекитара (Проме), а на востоке раннекхмерским королевством Бапном (древнекитайское Фунань). Также независимым оставалось и другое монское государство Татон (Протохантавади) на юге Бирмы. Однако экспансия на юг на Малайский полуостров, и на север продолжалась. На юге моны успешно воевали с индианизироваными княжествами Такола (древнекитайское Паньпань), Кедах, Лангасука

Правители Дваравати имели очень широкие дипломатические и торговые контакты. Археология свидетельствует что они простирались от Китая на востоке до Римской империи на западе. О последнем свидетельствую как находки римских монет, так и других изделий из Средиземноморья.
Продолжение следует!
Community Info