lique_bez (lique_bez) wrote in nash_dvor,
lique_bez
lique_bez
nash_dvor

Самый гламурный вертолет в мире!

Оригинал взят у lique_bez в Самый гламурный вертолет в мире!

Однажды я наткнулась в сети на старую чёрно-белую фотографию Парижского авиасалона 1909 года. На снимке явно просматривался стенд Louis Vuitton, на котором выставлялись вовсе не сумки или чемоданы, а… вертолёт. И я решила покопаться в этой истории — неужели под маркой Vuitton создавались летательные аппараты?











Как ни странно — да, создавались. Более того, компания официально принимала участие в Парижских авиасалонах 1909 и 1910 годов. В принципе, история была проста: великий и ужасный Луи Виттон умер в 1892 году, оставив бизнес своему сыну Жоржу Виттону. А в начале XX века Пьер и Жан Виттоны, сыновья Жоржа, представили миру своё творение — вертолёт.


Документы утверждают, что первый вертолёт Виттоны построили ещё в 1877 году — точнее, автожир. Конструкция его была достаточно примитивна: небольшой двигатель, два ротора, шасси-квадроцикл. Придумал систему Жорж Виттон, сын Луи, и передал своё увлечение детям. Вот эта полулегендарная конструкция (существовала она только на бумаге и никогда не была построена в дереве):










Реально же Виттоны построили три машины — два вертолёта (Vuitton-Hubert в 1908 и Vuitton III в 1910) и один самолёт (Vuitton II в 1910). Ни одна из них ни разу не поднималась в воздух.


Первый существовавший «в железе» и имеющийся на фотоснимках (в том числе на первом в этом материале) вертолёт был представлен в 1909 году. Аппарат носил название Vuitton-Hubert (Юбер был механиком, принимавшем участие в разработке машины). Журнал Flight за ноябрь писал о машине следующее: «Вертолёт имеет два винта, вращающихся в противоположных направлениях. Третий винт меньшего диаметра выполняет роль пропеллера, движущего машину, когда она находится в воздухе». Вся система винтов была грамотно синхронизирована с помощью шестеренных передач.










Пилот, как хорошо видно, сидит на довольно опасном месте, спереди, ничем не защищённый. Перед креслом пилота в полётном режиме монтировалось что-то вроде треугольного паруса, служащего для улучшения аэродинамических качеств аппарата. Рама вертолёта была бамбуковой и держалась практически на верёвочках. В теории на машину должен был устанавливаться 120-сильный двигатель массой 169 кг, позволяющий винтам диаметром 5 метров вращаться со скоростью 500 об/мин. Для демонстрации использовали более слабый, 50-сильный двигатель Farcot. Диаметр пропеллера — 1,7 м.










Эту машину братья-близнецы Пьер и Жан построили в 1908 году и впервые представили на Франко-Британской выставке (Franco-British Expo) в Лондоне — но оттуда снимков не сохранилось. Во многих источниках вертолёт называют автожиром, но это неправильно — оба винта приводились от двигателя, а не находились в состоянии свободного вращения.










А ниже снимок парижского авиасалона следующего, 1910 года. Здесь братья Виттон демонстрируют не вертолёт, а полноценный самолёт собственной конструкции — моноплан Vuitton II. Штука странная — кубическая рама, диковинное крыло. Конечно, чудо тоже никогда не летало.







Фото самолета








Модель самолета



Третья машина Виттонов, вертолёт Vuitton III. От первой отличалась в первую очередь винтами — они тут трёхлопастные против четырёхлопастных в предыдущем поколении, причём у нижнего лопасти длиннее, чем у верхнего.


На этом авиационные опыты Пьера и Жана благополучно завершились; небо осталось неосвоенным. К слову, компания Louis Vuitton принимала участие и в парижских автосалонах. Предметом экспозиции были кожаные пылезащитные чехлы для автомобильных кузовов. Такая вот короткая история авиастроения от Виттона.


Пьер Виттон позже принимал участие в I Мировой войне и был серьёзно контужен. Несколько лет, вплоть до 1920 года он провел в госпиталях, потом перебрался в Париж, где много пил и злоупотреблял опиумом. Жил он в нищете, от семьи подачек не принимал, продавал свои картины, дружил с Кокто и Пикассо. В сумасшедшие дома он попадал ещё не раз и суммарно провёл в них почти половину своей жизни. Сегодня он считается одним из классиков направления ар-брют или искусства аутсайдеров. Примеры творчества Пьера Виттона:










Напоследок — портрет семьи Виттонов. Жорж Виттон, его жена Жозефина Патрель и их дети — Гастон-Луи и близнецы Пьер и Жан.











Tags: Технологии
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments